Фото: JosephCosta / pixabay.com

Арсенал в Венеции

Веками Венецианская республика гордилась своим Арсеналом, и он был ее немеркнущей славой. Это был целый комплекс предприятий, мастерских, складов, кузниц и судовых верфей, которые использовались для постройки и оснащения кораблей и он был построен в 1104 году. Его демонстрировали особо именитым гостям и в некоторые годы Республика выделяла на него более 10% из своего бюджета. На пике своего развития на Арсенале трудилось 16 тыс. чел. – то есть 10% венецианцев и многие из них были прекрасными специалистами в своей отрасли.



Арсенал в Венеции был ответственен за основную часть военно-морской мощи Республики и это было одно из первых крупных промышленных предприятий в истории. Нужно сказать, что рабочие и кораблестроители регулярно строили корабли, выходившие из городского порта. За высокими стенами, защищающими Арсенал от посторонних глаз и охранниками, охраняющими его периметр, каждое структурное подразделение производило определенную сборную часть корабля, а также боеприпасы, паруса, веревки, такелаж и так далее. Лес, который произрастал в области холмов Монтелло Венето, принадлежал военно-морскому флоту и обеспечивал поставку древесины.

Отметим, что здесь было произведено большинство морских торговых судов Венеции, которые составляли большую часть экономического богатства, продлившееся до падения Венецианской Республики Наполеону в 1797. Первоначально государственная верфь работала просто для обслуживания частных военных кораблей, но в 1320 году был построен Новый арсенал или Arsenale Nuovo, который стал намного больше, чем его оригинал. Этот шаг позволил начать строительство более крупных кораблей. Арсенал Венеции, между прочим, стал важным центром производства веревки и XIV-XVI века были поистине золотыми.

Арсенал в Венеции
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons

Великий Данте, описывая ад в своей бессмертной «Божественной комедии», вспоминает Арсенал в Венеции следующими словами. Мастера иногда, затратив лишь десять-пятнадцать часов, могли спустить на воду судно, готовое к бою! Когда после поражения в морском бою с генуэзцами, погибло и было захвачено в плен несколько десятков галер, венецианцы полностью восстановили численность своего флота за несколько месяцев!

Здесь использовали стандартизацию и взаимозаменяемость, что давало возможность создать склады запчастей и очень быстро провести любой ремонт судна. Высококлассные мастера предлагали все новые технологии, влияющие и на конструкцию судов. Постепенно начали производить сборку кораблей на уже готовом каркасе. В XII столетии здесь сооружались различные суда: для военных действий и для торговли. До начала Крестовых походов Венеция была обычным городом у моря, а после их завершения, она была признана могучей владычицей всего Средиземного моря.

Венецианский Арсенал
Фото: Zairon / Wikimedia Commons

Прибывший из Испании путешественник Педро Тафур, в 1438 году, был крайне изумлен и в своих мемуарах в мельчайших подробностях описал этот путь. Во время военных действий с Турцией в Арсенале отливали пушки, изготавливали порох, паруса и такелаж. В 1473 г. после поражения от турецкого флота в боях у Неграпонте началось сооружение еще одного Арсенала, для строительства судов еще большого размера. Отметим, что оно затянулось на сто лет, так как были трудности с финансированием и взрывы на пороховых складах в 1509 и 1569 годах. Когда весной 1509 г. во время заседания Большого совета случился первый взрыв, то аристократы, сбросив свои роскошные мантии, активно взялись за спасение уцелевшего оборудования.

Стоит отметить, что в 1593 году Галилей стал консультантом Арсенала в Венеции, консультируя военных инженеров и изготовителей приборов, помогая решать проблемы, многие из которых касались вопросов баллистики. Туристы, прибывающие из разных уголков нашей планеты в этот удивительный город, стремятся разглядеть, что же скрывается за воротами. Всего было два входа, один предназначался для работников, а другой для входа судов. Наиболее упорные стараются с мостика заглянуть внутрь. Многие остаются в недоумении, не находя здесь ничего достопримечательного. Поднявшись на мостик можно разглядеть лишь акваторию, пустые пирсы… А ведь в былые времена Данте разглядел там настоящую Преисподнюю.

Арсенал в Венеции
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons

По соседству расположено уютное кафе, где за чашечкой ароматного кофе можно слегка напрячь воображение и представить, каким видел Арсенал в Венеции Данте и его современники. Это были те далекие времена, когда здесь создавалась основа богатства и славы Венецианской Республики. Это не трудно сделать, любуясь роскошным интерьером ворот… В 1460 г. вход для пешеходов украсили Триумфальной аркой, сооруженной по проекту А. Гамбелло. А львы, которые сейчас угрюмо сидят перед входом, были привезены из Афин по приказу дожа Ф. Морозини.

Крылатый лев и две богини Победы появились в 1571 г. после легендарной победы при Лепанте. Морское сражение с турецким флотом при Лепанте вошло в историю, как одно из самых крупных сражений на морских просторах. В этом бою автор знаменитого «Дон Кихота» Сервантес получил три серьезных ранения, вследствие одного из них врачи были вынуждены ампутировать писателю руку.

  • Адрес: 30122 Venice, Metropolitan City of Venice, Италия.

Внимание российских туристов привлекает стена с зубцами, выложенная из красного кирпича, которая ограждает Арсенал в Венеции. Приглядевшись они понимают, что это двойник стены, окружающей московский Кремль. Здесь нет ничего странного, ведь стены Кремля были возведены по проекту известного архитектора Петра Фрязина, прибывшего из Италии, где его именовали Пьетро Антонио Солари. В зданиях, где раньше находились зернохранилище и весельная мастерская, сейчас расположен исторический Военно-морской музей. В следующем нашем материале мы расскажем вам про оперный театр Ла Фениче в Венеции, который является одним из старейших и красивейших театров Европы.

Скидки на бронирование отелей в Венеции



Booking.com