Фото: Parsifall / Wikimedia Commons

Базилика Санта Мария прессо Сан Сатиро

Многие архитектурные памятники Милана поражают воображение туристов своей величественностью и красотой. В их облике ясно видны традиционные методы и формы готики, присущие Северной Италии. Ближе к концу XV в. в архитектуре этого региона происходит крутой перелом.

Здания, возведенные в это время, являются зримым доказательством значительных перемен во вкусах общества. От увлеченности декором строительство постепенно переходит к некоторому аскетизму, придавая большое значение именно содержательности.

В Ломбардии зодчие все чаще применяют типы композиций, ранее наблюдаемые лишь в Тоскане. Происходит постепенное сближение двух довольно далеких друг от друга архитектурных течений. Все чаще прослеживается возврат к романским традициям, которые имели глубокие корни в культуре народов, населяющих регион Ломбардия.

Успеха в тщательном переосмыслении старинных традиций в духе нового времени достиг великий Браманте. Одним из ярких примеров его выдающегося таланта может служить базилика Санта Мария прессо Сан Сатиро, которая была капитально реконструирована в 1482 г.

Краткая история

Она находится неподалеку от знаменитой площади Дуомо в узеньком переулке, который ответвляется от улицы Via Torino. Здание небольшое и практически полностью скрыто от прохожих. Поэтому неудивительно, что многие туристы, посещающие Милан, даже не подозревают о ее существовании.

Базилика Санта Мария прессо Сан Сатиро в городе Милан
Фото: Alejandro / flickr.com

Но это настоящая жемчужина, которая как створками раковины плотно прикрыта двумя домами, что даже вход в этот храм найти не просто. Но посетить это чудо, чтобы увидеть загадки внутренних интерьеров, созданных Браманте, безусловно, стоит.

Скромная базилика между больших зданий ожидает особых, неторопливых и внимательных посетителей. Таких, кто сможет по достоинству оценить это сокровище архитектуры.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро возводилась на фундаменте маленькой часовенки IX в. еще до «Великой Схизмы», построенной по повелению архиепископа А. Бьяссоно в честь праведного Сатира Медиоланского, старшего брата святого Амвросия.

Фото базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане
Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

Отметим, что это единственная в мире церковь, посвященная этому праведнику. Сатир родился в 335 г., в г. Тревер (Трир), а покинул этот мир в Милане в 378 г. Он был адвокатом и занимал должность префекта. Прославлен как Божий Угодник.

По преданию, в 1242 г. здесь произошло настоящее чудо: один человек ударил ножом по фреске с изображением Мадонны с младенцем, и из пореза стала сочиться кровь. История сохранила его имя. Это Массанцио да Вигонцоне, который проиграл в карты все свое имущество и был так зол, что бросился на икону с криком «Получи!».

Согласно преданию, во время азартных игр он всегда просил помощи святой Девы Марии. Увидев кровь он раскаялся, упал на колени перед иконой и со слезами на глазах громко молил о прощении. Всю оставшуюся жизнь он провел в молитвах, совершая богоугодные дела.

Внутренний интерьер базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане
Фото: Carlo Dell’Orto / Wikimedia Commons

Этот случай в 1817 г. изобразил в своей фреске художник Агостино Комерио. Она помещена сверху над образом Девы Марии. Сейчас эта икона XIII столетия является бесценным сокровищем и украшением алтаря базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро.

В интерьерах храма сохранилось несколько небольших фрагментов от древних фресок. Здание было капитально реконструировано в конце XV в. В 1480 г. в честь явившей чудо фрески рядом с часовенкой сооружается храм в честь св. Марии.

Для этой работы был приглашен известный зодчий Донато Браманте, который был впоследствии признан первооткрывателем архитектуры итальянского Высокого Возрождения. По его чертежам были сооружены неф и трансепт.

Купол базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане
Фото: Carlo Dell’Orto / Wikimedia Commons

Процесс реконструкции, спонсируемый герцогом Галеаццо Мария из династии Сфорца, проходил в 1472 – 1482 гг. По утверждению некоторых историков, часть работ, в том числе и фасад базилики была выполнена Дж. Амадео. Принимая заказ, Браманте был очень удивлен отсутствием, необходимого для его предварительной задумки пространства.

Но внезапно на него словно сходит озарение, он находит неординарное решение, которое впоследствии принесет славу этому храму. Над центром креста зодчий воздвиг купол в виде полусферы, что было характерно для большинства храмов в Милане. Например, подобное решение можно увидеть в миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

Особую уникальность базилике придает гениальная находка и воображение мастера — оптический обман в апсиде. За неимением необходимой площади, Браманте сделал по лепнине невероятную роспись, которая создает эффект большого объема.

Посещение церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане
Фото: Alejandro / flickr.com

Зодчий из обычной штукатурки создал иллюзию достаточной глубины алтаря, хотя на самом деле все пространство занимает около одного метра. Нужно сказать, что Браманте работал с 1482 до 1486 г. Завершил реконструкцию базилики его талантливый ученик Бартоломео Сварди, которого чаще называли просто Брамантино.

Базилика Санта Мария прессо Сан Сатиро во II половине прошлого столетия приобрела роскошный барочный фасад. Правда, лишилась интересных ниш, созданных еще Браманте. Сейчас здание смотрится строго и гармонично.

Часы работы и адрес

Туристам стоит обратить внимание и на красивую колокольню из кирпичной кладки. А также великолепную скульптурную композицию «Оплакивание Христа», созданную Агостино Де Фондутиса.

Ранее интерьер базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро украшали прекрасные фрески Боргоньоне, но позже они были перенесены в Пинакотеку Брера. Позади базилики расположена сурового вида колокольня X в. — одна из древнейших в Милане.

  • Часы работы: с 7.30 до 11.30, с 15.30 до 19 часов ежедневно.
  • Адрес: ул.Via Speronari 3, Милан, Италия.
  • Ближайшая станция метро: Duomo.

Нужно сказать, что в Милане по чертежам Браманте была возведена и знаменитая церковь Марии делла Грацие, в которой хранится знаменитая фреска «Тайная вечеря». Посетить храм бывает несколько сложно, но обязательно нужно, ведь это уникальное архитектурное сооружение XV в., является еще и действующей церковью, куда приходят многочисленные паломники.