Фото: -JvL- / flickr.com

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец — часть дворцового комплекса Ватикана и известный объект эпохи Возрождения. «Бельведер», означает — «чудесный вид». Такие сооружения строились на возвышенностях, чтобы с высоты можно было любоваться живописным ландшафтом окрестности. Бельведер должен был служить отдыху и возможности спокойно задуматься о проблемах в мире и вопросах философии.

В наши дни здесь экспонируются бесценные шедевры разных эпох и государств, которые привлекают туристов со всех уголков нашей планеты. Отметим, что в Бельведерском дворце и его внутреннем дворе Cortile del Belvedere расположен музей. В его коллекции можно будет увидеть греческие и римские скульптуры.

Он был открыт по распоряжению Климента XIV и Пия VI во 2-й пол. XVIII века. Двор украшен скульптурами Апполона, Персея, Лаокоона и Гермеса, установленными по периметру двора в нишах, которые называют «кабинетами». Здесь же можно осмотреть и другие античные памятники и гробницы.

Сооружение Бельведера было начато при папе Иннокентии VIII, в конце XV в. Скульптор и зодчий Антонио дель Поллайуоло из Флоренции создал проект небольшого домика, который должен был расположиться неподалеку от резиденции папы. Со временем домик превратился в роскошную загородную виллу с изумительным видом на Рим и его окрестности.

Краткая история

При папе Юлии II в нач. XVI столетия, дворик наполнился восхитительными скульптурами. Позже, знаменитый архитектор Донато Браманте создал проект, предусматривающий объединение виллы и Апостольского дворца посредством двух галерей. Его проект был грандиозен, но, к сожалению, не был реализован.

Внутренний двор Бельведера в Ватикане
Фото: General Cucombre / Wikimedia Commons

Дальнейшее строительство Бельведера заметно отличалось от плана Браманте. Однако, современный вид дворца и его дворика все-таки поражают воображение своим величием. В нач. XVI в., при папе Юлии II, на территории квадратного двора были высажены апельсиновые деревья, а между ними были установлены античные скульптуры.

В 1775 г. при Пие VI и под руководством итальянского архитектора Микеланджело Симонетти, которого называли архитектором Священных апостольских дворцов, проходила масштабная реконструкция всего Ватиканского дворца, и был создан восьмиугольный ионический портик Cortile del Belvedere.

В 1803 г. в 4-х углах двора создали ниши, которые разделили аркадами. В одной из них находится скульптурная композиция из мрамора «Лаокоон и сыновья». Согласно мифам Древней Греции, Лаокоон был жрецом в храме Аполлона. Во время Троянской войны он призывал горожан сжечь деревянного коня, которого ахейцы оставили у ворот.

Стоянка автомобилей во внутреннем дворике Бельведера в Ватикане
Фото: Carlo Pelagalli / Wikimedia Commons

Но в это время из моря поднялись две гигантские змеи, посланные богами, покровителями греков, и задушили жреца и его сыновей. Троянцы восприняли это как наказание за непочтение к Афине и внесли коня в город.

В 1506 году скульптуру Лаокоона обнаружил Фелис де Фредис, когда копался в винограднике Эсквилина, где раньше находился так называемый Золотой дом императора Нерона. Папа Юлий II купил ее. За это Фелису было дано право пожизненно взимать доходы с заставы Порта-Сан-Джованни. Это была очень приличная сумма, которая обеспечила его семью.

Достопримечательности

В Cortile del Belvedere была спроектирована особая ниша и в 1803 г. Лаокоон обрел свое помещение. В 1798 г., согласно Тордесильясскому договору между Наполеоном и Ватиканом, скульптура отправилась в Париж, в качестве контрибуции. Она была помещена в Лувр и в 1800 г. ее увидели посетители.

Фонтан во дворе Бельведерского дворца в Ватикане
Фото: Dawid Skalec / Wikimedia Commons

В 1816 г. Наполеон был свергнут и Англия вернула шедевр Ватикану. Во второй нише можно увидеть известную статую Персея с головой Медузы Горгоны, созданную в 1800 — 1801 гг. скульптором Антонио Кановой по заказу папы римского Пия VII для замены оригинала, который был увезен Наполеоном Бонапартом в Париж.

Антонио Канова работал над статуей Персея, взяв за образец Аполлона Бельведерского (II в. н. э.), который хранился в одном из музеев Ватикана. Скульптор изобразил своего героя с занесенным мечом над головой Медузы, сраженной с помощью богини Минервы.

Согласно древнегреческому мифу, однажды Диктис выловил в море сундук, в котором были заперты Даная и младенец Персей. Диктис рассказал о находке своему брату Полидекту, правителю острова Сериф. Царь влюбился в Данаю, а подросшего Персея отправил найти Медузу Горгону, будучи уверен, что Персей погибнет.

Достопримечательности Бельведерского дворца
Фото: Richard Mortel / flickr.com

Но царь не знал, что Персей был сыном Зевса и юноша отправился в путь. Боги снабдили его крылатыми сандалиями, волшебным мешком и шлемом-невидимкой. Гермес подарил меч, а Афина – щит. В таком облачении Персей прибыл к жилищу сестер горгон. Он дождался ночи и отрубил Медузе голову и бросил ее в мешок.

В третьей нише установлено одно из знаменитых произведений искусства, хранящихся в Ватикане, — Аполлон Бельведерский. Скульптура из мрамора была обнаружена в конце XV в. на вилле Нерона в Антии. Это копия бронзовой скульптуры, которую создал Леохар, придворный скульптор Александра Македонского в IV в. до н. э.

В 350-е годы до н. э. Леохар вместе со Скопасом создавали скульптурное убранство Мавсолея в Галикарнасе. Надгробный комплекс Карийского правителя Мавсола, сооружался по приказанию его вдовы Артемисии III и был признан одним из семи чудес света.

Туристы в Бельведерском дворце Ватикана
Фото: George M. Groutas / flickr.com

Четвертую нишу украшает мраморная статуя Гермеса, ранее ее ошибочно называли статуей Антиноя Бельведерского. Скульптуру обнаружили около Замка Св. Ангела на берегу Тибра. В 1543 г. статую приобрел папа Павел III.

Это римская копия статуи, автором которой являлся грек Пракситель (IV в. до н.э.). Бельведерский двор был архитектурным сооружением Высокого Возрождения.

Концепция, разработанная Донато Браманте, впоследствии находила отражение в дизайне дворов, площадей и парков в Европе на протяжении многих веков. Длинный двор был задуман как единое замкнутое пространство и соединял Апостольский дворец с виллой Бельведер террасами.

Экскурсии в Бельведерском дворце Ватикана
Фото: George M. Groutas / flickr.com

Папа Сикст V нарушил это единство. По его поручению было воздвигнуто крыло библиотеки, занявшее среднюю террасу и поделило пространство надвое. Некоторые искусствоведы предполагают, что это был осознанный шаг, чтобы прикрыть светскую, даже языческую коллекцию скульптур.

Папа Адриан VI называл эти статуи идолами. В Cortile del Belvedere есть могила любимого слона папы Льва Х — Ганнона, из папского зверинца. Донато Браманте создал уникальные дворы-сады, предназначенные для торжеств и триумфальных шествий.

Открытое пространство Бельведерского дворца наполнено воздухом и солнечным светом, прекрасные арки и монументальные здания Ватикана подчеркивают силу папской власти. Посещая Ватикан не забывайте о том, что в этом государстве необходимо соблюдать определенные правила в одежде.

Обязательно должны быть закрыты плечи, спина и колени. В следующем нашем материале мы расскажем вам более подробную информацию о Станцах Рафаэля в Ватикане, где вы узнаете их историю создания, что они символизируют и увидите их фото.


Цены на бронирование отелей в Риме



Booking.com