Фото: www.vaticanstate.va

Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино — один из знаменитых музеев Ватикана. Он был создан для сохранения шедевров античности по заказу Климента XIV и Пия VI. В 1770 г. Климент XIV поручил графу Дж. Браски организовать осмотр находок на раскопках, а также приобретение работ современных художников и скульпторов.

Одними из первых экспонатов стали «канделябры Барберини»из мрамора, которые были приобретены у Франческо Фускони и скульптуры из собрания Маттеи. Первоначально эти предметы предполагали экспонировать в обширной галерее библиотеки. Однако покупок становилось все больше и Папа решил разместить их во дворце Бельведер.

Нужно сказать, что помещения для музея были реконструированы итальянским архитектором Алессандро Дори. В 1775 г. Папой стал Пий VI. Созданием музея Пио-Клементино занялся неутомимый Джованни Антонио Баттиста Висконти, который являлся археологом и антикваром.

Началось сооружение помещений, соединивших здание XV в. с галереей, возведенной Донато Браманте (1444 — 1514). Отметим, что работа над проектом музея велась до 1793 г. После кончины Ал. Дори, к работе привлекли Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе.

Краткая история

М. Симонетти получил очень трудное задание – создать музей. Следует отметить, что до него не было архитектора, создавшего пространство для музейных экспозиций. Создавая свой проект, зодчий серьёзно анализировал архитектуру Греции и Рима. И в этом можно убедиться, осмотрев зал Ротонда, который является мини-копией Пантеона.

Зал Ротонда в Ватиканском музее Пио-Клементино
Фото: Max / flickr.com

Дж. Висконти активно участвовал в поиске скульптур, договариваясь об их стоимости в мастерских и у антикваров. Также выбирал предметы, обнаруженные в ходе раскопок на территории Ватикана. Под его личным контролем проводились реставрационные работы, также он писал аннотации к экспонатам, выполненные на латинице.

Впоследствии эту работу продолжил его сын, которого звали Эннио Квирино Висконти. В 1782 г. был издан первый том о музее, и он был посвящен Пию VI. Еще 6 томов были опубликованы Э. Квирино в в 1784 — 1810 г. В 1784 г. на должность хранителя экспонатов был принят Джованни Пьерантони.

Что посмотреть?

Нужно сказать, что история комплекса музеев Ватикана началась с внутреннего дворика дворца Бельведер. В 1506 г. Папа Юлий II разместил здесь статуи из своей коллекции и последующие понтифики продолжали эту традицию. Квадратный дворик был мини-садом.

Внутренний дворик дворца Бельведер
Фото: Jean-Pol GRANDMONT / Wikimedia Commons

В XVIII в. двор перестроили по проекту Микеланджело Симонетти в 8-угольник с нишами, чтобы защитить скульптуры от ненастной погоды и увеличения площади. Самые ценные скульптуры установили в ниши, т. н. «кабинеты».

Здесь же экспонируются маски античного театра, барельефы и саркофаги. Композиция «Лаокоон и сыновья» из мрамора (I в. до н. э.) раньше украшала дворец императора Тита. В начале 1506 г. несколько крупных обломков были обнаружены во дворце Нерона.

Реставрацией занимался великий скульптор и живописец Микеланджело ди Лодовико ди Буонарроти Симони. Он собрал все фрагменты и изваял утраченную руку. Многие искусствоведы считают эту композицию копией греческой работы (II в. до н. э.), созданной пергамскими мастерами.

Композиция «Лаокоон и сыновья» в музее Пио-Клементино
Фото: LivioAndronico / Wikimedia Commons

«Кабинет» Кановы занимает статуя Персея, которую создал Антонио Канова по просьбе Пия VII. Прежняя фигура была разрушена солдатами французской армии. Канова изобразил героя в шлеме Аида.

Он держит меч, выкованный Гефестом, в другой руке голову Медузы Горгоны, а на его ногах красуются сандалии, подаренные Гермесом. В музее Пио-Клементино также можно будет увидеть статую Аполлона Бельведерского, которая хранится еще с далекого 1509 г.

Это копия работы древнегреческого ваятеля Леохара (IV в. до н. э.). В следующей нише можно увидеть фигуру Гермеса. Искусствоведы долгое время предполагали, что это фаворит императора Адриана. Ошибка произошла потому, что скульптура была найдена в 1543 г. недалеко от мавзолея Адриана.

Статуя Аполлон Бельведерский в музее Пио-Клементино
Фото: Slices of Light / flickr.com

В Зале животных музея Пио-Клементино экспонируется большое собрание статуй представителей фауны (148 экз.) из разных видов мрамора. Одни из фигур — копии древнегреческих и древнеримских работ, созданные Франческо Францони.

Некоторые из них были собраны Францони из обломков, обнаруженных на раскопках. Здесь же можно наблюдать фигуру Мелеагра (копия древнегреческой работы Скопаса (IV в. до н. э.), древнегреческий торс Минотавра (V в. до н. э.) и саркофаги патрициев из рода Сципионов.

Галерея, где выставлены скульптуры раньше служила павильоном дворца Иннокентия VIII, который был украшен в XV в. фресками А. Мантеньи и Пинтуриккьо. Отметим, что во 2-й пол. XVIII в. павильон перестроили.

Зал животных в музее Пио-Клементино в Ватикане
Фото: www.museivaticani.va

Здесь экспонируются старинные римские скульптуры и копии древнегреческих работ, например, «Спящая Ариадна», «Нептун», «Раненая амазонка», «Сидящий Парис», «Пьяный Сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу» и др.

Зал Ротонда в музее Пио-Клементино возведен по чертежам М. Симонетти. В середине расположена чаша из единого монолита порфира, она также поступила в музей из дворца Нерона. В «кабинетах» расположили 18 изваяний древнеримских и древнегреческих богов и мифических героев.

Например, фигура Антиноя в образе Диониса-Осириса, фигура Геркулеса (II в.), огромная голова Юпитера (IV в.), Гера Барберини, которая является копией греческой работы из мрамора (II в.), а также изваяние императора Клавдия.

Зал Ротонда в музее Пио-Клементино
Фото: Joe Shlabotnik / flickr.com

Пол украшен красивой римской мозаикой (III в.). Здесь изображено сражение древних греков с кентаврами. Зал греческого креста М. Симонетти оформил в стиле Египта. В плане — это равноконечный крест. Внимание публики привлекает изящное изваяние молодого императора О. Августа и портрет Ю. Цезаря.

Здесь же представлены саркофаги из порфира: Констанции (сер. IV в.) и Елены (IV в.). Гробницу Констанции украшают амуры на сборе винограда. На гробнице Елены видны всадники Рима, побеждающие варваров. По предположению некоторых историков, эта гробница создавалась для императора.

За гробницей Констанции расположена женская фигура, и искусствоведы считают ее единственным дошедшим до нас портретом Клеопатры. Посередине этого помещения музея Пио-Клементино расположена мозаика (III в.).

Зал греческого креста в музее Пио-Клементино
Фото: www.museivaticani.va

В Галерее бюстов можно осмотреть коллекцию фресок эпохи Ренессанса, а также сотню бюстов мифических божеств. Фигуры императоров Рима из мрамора: Нерон (I в.), Адриан (II в.), Каракалла (III в.), молодой Август, Марк Аврелий, Клавдий…

Пол Кабинета масок в музее Пио-Клементино украшает мозаика, которая была обнаружена в 1780 г. на вилле императора Адриана. В экспозиции скульптуры из мрамора: «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» (обнаружена при раскопках около Неаполя). Обратите внимание, что Зал муз был создан в 1782 г. М. Симонетти.

Здесь расположено 16 мраморных колонн, скульптуры Аполлона и девять муз, которые являются копиями с древнегреческих работ и были обнаружены археологами на вилле Тиволи в 1775 г. Отметим, что Бог солнца Аполлон, существовал в мифологии Греции и Рима и представлен здесь в виде лучника.

Кабинет масок в музее Пио-Клементино
Фото: www.museivaticani.va

Лицо его спокойно, он расслаблен и непринужден. Римские гермы изображают древнегреческих мыслителей. Посередине расположен знаменитый Бельведерский торс (I в. до н. э.). Историки и искусствоведы имеют на этот счёт множество гипотез.

По одной версии, это Геракл, сидящий на шкуре какого-то зверя. Другие считают, что торс принадлежит Полифему, Марсу или Аяксу. Посреди кабинета Апоксиомена находится чудесная копия скульптуры атлета «Апоксиомен» работы Лисиппа (IV в. до н. э.).

В следующем нашем материале мы расскажем вам про музей Пио-Кристиано, который расположен в Ватикане. Вы узнаете его историю создания, выставки, которые можно будет посетить, а также часы работы. Интересно, что музей называется в честь двух пап, которые руководили его основанием.