Площадь Святого Петра
Знаменитая площадь пьяцца Сан Пьетро, которая расположена перед собором Святого Петра, находится на территории города-государства Ватикан. Однако, это не помешает вам из столицы Италии очень быстро попасть в центр католичества всего мира. Нужно лишь перейти белую полосу со столбиками – и вы уже в Ватикане.
Отметим, что всего полшага отделяет Рим от Ватикана. Площадь была названа в честь святого Петра, одного из апостолов Христа. Ему приписывается много деяний, он проповедовал законы новой религии и исцелял больных с самыми тяжелыми недугами и в этом ему помогала вера.
Иероним Стридонский писал, что Петр был избран епископом в 43 г. и неизменно пребывал на этом посту почти четверть века. В 64 г. Петр был распят на кресте, по приказу римского императора Нерона.
Петр не считая себя достойным умереть как Иисус, просил распять его вниз головой. Флаг Ватикана украшает крест из двух ключей. Один – от Царства Небесного, другой – от Рима. Площадь Святого Петра символизирует их духовное единство, а архитектурные формы площади с высоты кажутся ключом.
Краткая история
Как известно, пьяцца Сан Пьетро включает в себя целых три площади: Ретту, Обликву и Рустикучи (так называется и дворец, принадлежащий семейству Рустикучи). Улица Примирения, построенная по инициативе Бенито Муссолини, протянулась от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-1950 году.
Храм, расположенный на этой улице, своей величавостью и размерами буквально закрывает весь обзор. Обратите внимание на уличные фонари, они стилизованы под древние обелиски и сливаются в одну линию, которая ведет к обелиску на площади.
Следуя этим маршрутом, можно наблюдать интересный оптический эффект: приближаясь к собору, вы заметите, что купол словно потихоньку «проваливается», а затем и вовсе теряется из виду. Когда-то давно между Ватиканским холмом и холмом Яникул – были сады и цирк.
Согласно преданию, прямо на арене этого цирка была произведена жестокая казнь апостолов Петра и Павла. В середине I века на этом месте установили обелиск, достигающий высоты чуть более 25 метров, который доставили из Египта в 40 г., во времена правления Калигулы.
Нужно сказать, что римляне считали обелиски символами могущества, а иероглифы магическими знаками. К IV столетию, именно тогда был возведен первый собор Святого Петра и на месте будущей площади построили некрополь.
После строительства базилики вся территория вокруг площади Святого Петра была расчищена от сооружений и захоронений, а также был введен строгий запрет на любое строительство. Место было предназначено лишь для организации мероприятий во время религиозных праздников.
К XVI столетию площадь была в форме гигантского четырехугольника, перепад высот в разных ее частях порой доходил до десяти метров и в дождливую погоду вся территория площади очень напоминала непролазное болото.
А если учесть, что базилика совсем обветшала от времени и проседания грунта, то «лицо» Святого Престола, мягко говоря, не совсем соответствовало высокому статусу Ватикана. Юлий II инициировал сооружение более величественного собора, а по повелению Пия IV была несколько расширена и вся площадь.
В 1586 г. нашли применение и обелиску, который долгое время простоял у одной из стен собора. В надписи на обелиске сказано, что Сикст V очистил его своей молитвой от «языческой скверны» и повелел установить его на площади Святого Петра. Шар с позолотой на верхушке обелиска хранил, согласно легенде, прах самого Юлия Цезаря.
Его заменили на крест с частичкой Животворящего Креста, доставленного из Иерусалима. Чтобы перенести огромную махину в 300 тонн на площадь было задействовано сорок тысяч щитов, сорок лебедок, восемьсот рабочих и полторы сотни лошадей.
Руководство над перевозкой обелиска было поручено знаменитому итальянскому зодчему Доменико Фонтана и жителям Рима было строжайше запрещено разговаривать даже шепотом. А зевак, действительно, собралось поглазеть на бесплатное «зрелище» немало. И как оказалось многочисленные предосторожности были предприняты не зря.
В одну секунду канат лебедки чуть не лопнул, но громкий крик Бенедетто Бреска, бывалого капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог отвести большую беду. Бреск был награжден, ему разрешили впредь быть главным поставщиком ветвей пальмы к Вербному воскресенью, а одна из площадей Сан-Ремо с тех пор носит имя Бреска.
Гений эпохи барокко
В середине XVII в. папа Александр VII объявил конкурс среди лучших архитекторов Италии на проект площади. Победу в этом нелегком состязании безоговорочно присудили несравненному Джованни Бернини. Однако, как оказалось, выиграть серьезный конкурс и достойно обойти многих талантливых архитекторов, было только началом.
Бернини должен был решить поистине чудовищную по своей масштабности задачу: создать единое гармоничное пространство. То есть соединить собор с витиеватым фасадом, возведенным по чертежам К. Мадерна, фонтан и недавно установленный с такими трудностями обелиск.
А еще большой проблемой для Бернини стал вход во дворец. Стоит напомнить и о перепаде высот в разных частях площади. Но ведь Бернини не зря остался в памяти многих поколений итальянцев как несравненный гений, для которого нет ничего невозможного.
Используя интуицию великого мастера и свой талант, он смог безошибочно соединить опыт многих поколений зодчих. Нужно сказать, что масштабная реконструкция площади Святого Петра продолжалась более десяти лет и велась с 1656 по 1667 год. Так называемая пьяцца Ретта создана по образцу площади Капитолия, проектируемую самим Буонарроти.
Изучая труды великого Декарта, мастер смог справиться с различными проблемами. Например, чтобы уменьшить пресловутый перепад высоты на 4 м., по его указанию разрушили лестницу. Был сделан настил, а сверху сооружены две галереи и сужающаяся книзу лестница длиной в 75 метров.
Ее последняя ступенька была расположена на уровне земли. Если посмотреть на эту часть площади издали, то кажется, что она имеет идеальную квадратную форму.
Галерея, которая ведет во дворец, была продолжена Скалой Реджа, которая является торжественным входом в парадные помещения папской резиденции. Бернини возвел еще один фонтан. И вот этот новый ритм в чередовании фонтанов и обелиска дает зрителю ощущение эллипса.
Лишь глаз художника или архитектора, который может верно определить расстояние, увидит окружность. Этот оптический эффект, не зря же Бернини столько времени посвятил изучению трудов Декарта, достигнут благодаря многим деталям, которые применил гений архитектуры эпохи барокко.
Адрес
Пьяцца Рустикучи создана на месте некоторых специально разрушенных роскошных особняков, чтобы была возможность обозреть всю красоту величественного храма. Добро пожаловать, или…? В воскресенье в 11.50 на площади толпится народ в ожидании появления Папы.
Он читает небольшую проповедь, которую затаив дыхание внимательно слушают несколько тысяч человек. Ведь эти несколько мгновений навсегда останутся в сердце верующих всего мира. В среду с 10 часов здесь проходит аудиенция Папы.
- Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.
В ясную погоду Папа выходит на балкон Латеранского дворца и благословляет людей, прибывших из разных уголков планеты. При ненастной погоде аудиенция пройдет в зале на 6,5 тыс. мест. Присутствовать можно по билетам, которые необходимо забронировать за два-три месяца. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Сикстинскую капеллу в Ватикане, где вы узнаете историю ее создания, достопримечательности, часы работы и адрес.