Фото: Jean-Christophe BENOIST / Wikimedia Commons

Пинакотека Брера

Милан – это не только центр мировой моды, уступающий лишь Парижу, но и столица прекрасной Ломбардии. Регион имеет богатое историческое прошлое, о чем красноречиво свидетельствуют интересные музеи, старинные замки и монастыри. В Милане издавна существует «богемный» квартал, и местные жители называют его миланским Монмартром. Галерея Брера располагается в одноименном районе Милана, который известен далеко за пределами Италии своей веселой ночной жизнью. С рассветом квартал не теряет популярности, поскольку его тут же заполняют многочисленные туристы со всех уголков земного шара.

И это не удивительно, ведь многие давно мечтали увидеть гениальные произведения великих живописцев прошлого. Отметим, что пинакотека Брера является одной из наиболее известных достопримечательностей Милана. Галерея была официально создана в 1809 году, хотя первая коллекция существовала уже с 1776 года. В отличие от других важных музеев Италии, пинакотека Брера начинала свою жизнь не как частная коллекция знатных людей, а как осознанное политическое решение. Картины, конфискованные из церквей и монастырей по всей Ломбардии начали поступать в музей в первые годы 19-го века, вскоре к нему присоединились произведения аналогичного происхождения из других районов Италии.

Это объясняет, почему коллекция состоит в основном из религиозных произведений, многие из которых представляют собой крупные алтари, и объясняет особую ауру царящую внутри. Сейчас, это двухэтажное палаццо в стиле сейченто с небольшим патио, которое украшено статуями и дорическими колоннами. Нужно сказать, что посещение пинакотеки входит в обзорную экскурсию по городу и сейчас здесь находится коллекция живописи XIV-XIX вв. Один из залов предоставлен для экспозиции произведений искусства прошлого столетия. Как мы уже отметили ранее, пинакотека Брера появилась в этом старинном городе в XVIII в.

Пинакотека Брера в городе Милан
Фото: alfcermed / pixabay.com

Создать ее повелела Мария-Тереза Австрийская, издав соответствующий указ. Галерею планировалось разместить во дворце, в котором располагалась Академия художеств, и именно для учащихся и создали пинакотеку. История этого здания долгая и интересная. Когда-то здесь располагался монастырь ордена Гумилиатов и небольшой храм Санта-Мария. Впоследствии некоторые фрагменты сооружения и несколько сохранившихся статуй были перенесены в замок Сфорца.

В XVI столетии орден Гумилиатов прекратил свое существование, а в монастыре поселились иезуиты. Они то и стали возводить неподалеку новый колледж в стиле барокко по проекту Мартино Басси. Как известно из архивных источников, орден Гумилиатов раздражал католическое руководство из-за лояльности к протестантам. Один монах даже стрелял в кардинала, но рана оказалась не смертельной. После этого случая Борромео и распорядился выгнать всех членов этого общества, а во дворец поселить иезуитов. Дворик с арками – это тоже произведение искусства.

Старинная статуя в Пинакотеке Брера в Милане
Фото: Stefano Stabile / Wikimedia Commons

Он появился в XVII в. когда во дворце действовала школа. Завершилось строительство почти через столетие и руководил строительством известный архитектор Франческо Риккини. В это время Милан пережил вспышку чумы, во время которой ни о какой градостроительной деятельности и речи быть не могло. К сожалению, заразился чумой и зодчий и последний этап сооружения монастыря шел уже под руководством его сына Джани Доменико Риккини.

В здании были учебные классы, а также обсерватория и богатая библиотека. В середине XVIII в. орден иезуитов распустили и сооружение стало государственной собственностью. Через четверть века в этом здании разместилась Академии художеств (1776 г.). Монастырь расширили и реконструировали, перестроив его во дворец неоклассического стиля. Архитектурный проект был представлен Джузеппе Пьермарини, дополнительно был основан Ботанический сад.

Внутренний дворик в Пинакотеке Брера
Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

Центр дворика в пинакотеке Брера украшает бронзовая статуя Наполеона Бонапарта, известного скульптора А. Кановы. Он несколько погрешил против действительности, изобразив Наполеона обнаженным и атлетически сложенным в образе бога Марса, который всматривается в изображение Победы, расположенной на его ладони. Однако Канову вполне можно понять, ведь по распоряжению Наполеона в Милане была создана обширная коллекция, куда были свезены произведения известных живописцев со всей Италии. Они были захвачены императором во время военных действий.

Да и сама галерея была открыта в день рождения Наполеона, 15 августа 1809 г. По честолюбивому плану Наполеона, именно Милан должен был стать столицей объединенной Европы. Это честолюбие и спасло многие шедевры от уничтожения или вывоза их в частные коллекции. Торжественная церемония открытия галереи Брера прошла в 1809 г. при большом скоплении народа. Первая коллекция пинакотеки Брера состояла, в основном, из произведений талантливых учащихся Академии. Затем экспонатов становилось все больше и в 1882 г. пинакотека стала картинной галереей, заняв весь второй этаж.

Нужно сказать, что пинакотека Брера пережила две войны и в 1914 году вся коллекция была перевезена в Рим. Во Вторую мировую войну здание подвергалось регулярным бомбежкам с воздуха и во многих помещениях были обрушены потолки. Масштабная реставрация продолжалась семь лет. В 1950 г. историческое здание с прекрасной галереей распахнуло двери для всех желающих увидеть бесценные сокровища мирового искусства.

Предметы искусства в Пинакотеке Брера в Милане
Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

Все экспонаты галереи Брера расположены в 38 залах. В каждом из них вы найдете полотна знаменитых живописцев Италии разных школ. Экскурсия начинается с зала, в котором представлены древние полотна с изображением Иисуса Христа. В следующих помещениях продолжается знакомство с искусством последующих эпох. Среди выдающихся мастеров живописи можно выделить – Рубенса, Тициана, Караваджо, Тинторетто, Модильяни, Эль Греко, Ван Дейк и других.

Есть залы, где экспонируются работы только одного художника. Например, зал под номером 29 посвящен Микеланджело Буонаротти и здесь можно насладиться не только его бесценными полотнами, но и некоторыми скульптурами. Кроме картин Рембрандта, Гойи и других мастеров есть и другие полотна, например, «Поцелуй» Ф. Аеца или «Смерть Клеопатры» Г. Кьянчи. Туристов иногда шокирует довольно реалистичная картина П. Лонги «Зубодер».

Пинакотека Брера в итальянском городе Милан
Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

А вот живописные пейзажи Б. Белотто достоверно изображают даже мельчайшие детали и в каком-то смысле могут считаться историческими. Нужно сказать, что в пинакотеке Брера имеется много работ Франческо Айеца, художника середины XIX в. Несколько лет он был преподавателем и директором академии. Памятник Ф. Айецу установлен перед дворцом. В 38-м зале экспонируются портреты известных личностей и большинство работ создано на библейскую тематику. Среди сокровищ галереи находится один из шедевров Рафаэля, который называется – «Обручение Девы Марии».

Рафаэль создал это произведение в 1504 году, в возрасте 21 года, когда был учеником в мастерской Пьетро Перуджино. Это был заказ семьи Альбицинни для храма Сан Франческо. Картина находится в 24-м зале. Интересно отметить, что это первая картина великого живописца, где он поставил свое имя Raphael Urbinas и дату. При написании этого произведения Рафаэль применил технику так называемого «золотого сечения».

Картина «Обручение Девы Марии» в Пинакотеке Брера

Найти ядро коллекции не составит труда – это известные картины на религиозную тематику в золотых массивных рамах. Отметим, что несколько залов отведено для проведения многочисленных выставок современного искусства. В залах можно не спеша внимательно рассмотреть, заинтересовавшую вас картину, удобно устроившись в одном из кресел. Если вы переходите из зала в зал самостоятельно, без экскурсовода, то вам на помощь придут многочисленные стенды с интересной информацией. Нужно сказать, что в галерее представлены не только картины и скульптуры, но и старинные фрески. Они занимают отдельные залы, которые искусно имитируют помещения, где эти фрески были созданы.

Пинакотека Брера также отличается от других галерей тем, что экспонаты доставлялись из различных монастырей. Одни из них были повреждены, другие потускнели от времени. Несколько произведений закупило руководство Академии, чтобы учащиеся могли ознакомиться с бесценными шедеврами. Позже, коллекцию пополнили полотна и фрески, завещанные представителями знатных родов Италии. Некоторым туристам будет интересно понаблюдать за реставрацией экспонатов. Большое помещение за стеклянной стеной позволит увидеть, как мастера-реставраторы возвращают шедевры к жизни, возвращая им первоначальные краски.

Здесь трудятся именитые специалисты по реставрации, поэтому в мастерской выполняют множество заказов из других регионов Италии, а также из музеев некоторых европейских государств. Здесь же есть открытая терраса, где можно перекусить в небольшом кафе, находясь под впечатлением от увиденного. Более демократичные цены в кафе для студентов, которое расположено в подвальном помещении дворца. В книжном ларьке, продавец поможет вам найти книгу или альбом о музее или о конкретном художнике. Неподалеку от пинакотеки Брера расположен салон винтажа и авторских вещей ручной работы и модные сейчас во всем мире прекрасные палантины из кашемира и шелка. В следующем нашем материале мы расскажем вам про замечательную Арку Мира, где вы узнаете ее историю создания, адрес и ближайшее метро.

Цены на бронирование отелей в Милане



Booking.com