Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons

Собор Санти-Джованни-э-Паоло

Собор Санти-Джованни-э-Паоло — достаточно примечательный храм Венеции. Он расположен на одноименной площади по соседству со скуолой Сан-Марко. Отметим, что эта церковь входит в число наиболее посещаемых туристами мест и поэтому включена в большую обзорную экскурсию по романтичному «городу на воде». Местные жители часто называют его просто Сан-Заниполо. Величественное и уникальное здание храма, которое в наше время предстает перед многочисленными туристами из разных стран было возведено в далеком 1430 г. и посвящалось христианским мученикам Иоанну и Павлу, казненным в 362 г. в Риме.

Здесь можно осмотреть значительное число непревзойденных произведений искусства, выполненных гениями эпохи Возрождения. Стоит особо отметить, что собор по праву может считаться пантеоном Венецианской республики, поскольку здесь нашли упокоение 18 дожей и некоторые другие известные исторические личности. По преданию, Джакопо Тьеполо увидел пророческий сон. Небольшая стайка белоснежных голубей, кружилась над болотом, а с неба в это время прозвучал голос: «Это место я избрал для проповедников». Проснувшись, дож вспомнил сон и его подробности. Тогда он приказал найти эту местность.

Поручение исполнили и летом 1234 г. этот участок земли он отдал в дар ордену доминиканцев, существующему уже два десятилетия. Нужно сказать, что монахи перебрались в Венецию в 1223 г. и 3 года располагались в храме Сан-Мартино. В те времена, доминиканцам предоставляли участки земли вдали от центра. Монахи начали строительство, которое закончилось в конце XIII в. После этого, многие правители стали выбирать именно церковь Санти-Джованни-э-Паоло для своего захоронения. Деятельность ордена также расширялась и все это привело к тому, что возникла настоятельная необходимость в расширении территории.

Собор Санти-Джованни-э-Паоло в городе Венеция
Фото: MatthiasKabel / Wikimedia Commons

Сооружение нового здания поручили монахам Б. да Болонья и Н. да Имола. В нач. XIV в. возводились красивые аркады. С 1333 г. и на протяжении почти 11 лет, церковь ежегодно получала довольно большие суммы от властей республики. Основные этапы строительства были закончены в 1343 г., но через год возведение было приостановлено из-за эпидемии чумы, которая бушевала в Венеции. Продолжилось возведение базилики только через 10 лет. В 1368 г. церковь обрела три нефа. В нач. XV в. некоторых приближенных к власти назначали прокураторами Сан-Заниполо для контроля за возведением и отделочными работами.

Нужно сказать, что собор Санти-Джованни-э-Паоло стоял пустым около двух веков, но в ноябре 1430 г. здесь состоялась торжественная церемония освящения, которую провел епископ А. Коррарио, племянник Папы римского Григория XII. В последующие десятилетия храм регулярно пополнялся роскошными усыпальницами, а также живописными полотнами и статуями величайших мастеров этой эпохи. В 1806 г. армия Наполеона захватила Венецию, а доминиканцев выгнали из монастыря. Здание стало выполнять функцию госпиталя для солдат и из полуразрушенного храма вывезли множество уникальнейших произведений искусства. Только в 1810 г. приход был восстановлен и в его стены смогли вернуться монахи ордена.

Внутренний интерьер в соборе Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции
Фото: Paolo da Reggio / Wikimedia Commons

В нач. XX в. состоялась масштабная реставрация храма Санти-Джованни-э-Паоло, так как здание было незначительно повреждено при авианалетах в I-ю мировую войну. Весь объем работ по реконструкции завершился только в 1922 г. Краснокирпичный фасад — это типичная готика Италии. Две высокие пилястры делящие его на части с тремя окнами разного диаметра. Внизу располагаются 6 готических ниш с надгробиями М.Морозини, дожей Дж. и Л.Тьеполо, М.Микьели и братьев Буоно. Портал возведен в 1462 гг. Его украшают 6 колонн из мрамора, приобретенных на острове Торчелло. Фасад венчает фронтон со скульптурами: Ф. Аквинского, св. Доминика и П. Веронского.

Как мы уже отметили ранее, боковые фасады собора Санти-Джованни-э-Паоло выходят на одноименную площадь. На западной стороне фасад обычный, а южный особо привлекает туристов, поскольку здесь находится несколько небольших часовенок. Это часовенка Св. Имени Иисуса. По правую сторону от нее апсида, где расположена часовня Дж. Саломони. Затем часовенка Богоматери Мира. И последняя в ряду часовня св. Доминика. С ней соседствует монастырь доминиканцев. По северному фасаду находится капелла Божьей Матери Розария. У туристов вызывает немалое изумление, что у базилики отсутствует колокольня.

Мозаика в соборе Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons

В архитектурном плане базилика Санти-Джованни-э-Паоло напоминает латинский крест. Здесь один трансепт, три нефа и 5 многоугольных апсид. Своды опираются на 10 больших колонн, они соединены балками из дерева. Стены нефов украшают многочисленные скульптуры, справа расположены капеллы. В трансепте по сторонам хора по паре капелл. До 18 века хор делил центральный неф надвое. Но потом его снесли, чтобы можно было проводить торжественные церемонии. Здесь можно увидеть алтари св. Катерины и св. Иосифа.

Внутри можно осмотреть надгробия членов династии Мочениго. В центре – герб, а рядом статуи апостола Петра и св. Георгия, которые ранее окружали памятник П. Мочениго. Над окнами находятся барельефы, которые изображают правителя и их автором считается Г. Кампанья. На сером мраморном надгробии изображен умирающий дож, рядом — надгробие его супруги. Эти надгробия разделены скульптурами Девы Марии, Иисуса Христа и апостола Петра. Если говорить про их время строительства, то они были созданы в 1580 г. Дж. Грапилья и завершены Ф. Контином в 1646 г.

Старинное надгробие в соборе Санти-Джованни-э-Паоло
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons

Фронтон справа — монумент поэту Б. Брагадину, который создан скульптором Л. Бреньо. Это мемориал в стиле Ломбардии. Здесь можно увидеть скульптуры св. Марка, Иоанна Крестителя, ап. Варфоломея и Богородицы. Рядом монумент Дж. Мочениго, созданный из мрамора в 1-й пол. XVI в. Эта композиция позволяет увидеть практически все стили архитектуры эпохи Ренессанса. Если посмотреть на капители собора Санти-Джованни-э-Паоло, то они представляют собой копии с арки Тита в Риме. На барельефе изображен Иоанн Креститель, в образе которого запечатлен Дж. Мочениго. Другие 3 барельефа, показывают 3 города, завоеванные в долине реки По.

Фронтон слева — огромный монумент дожу и военачальнику П. Мочениго, созданный в 1481 г. На вершине находится скульптура Иисуса, окруженного ангелами. Пониже барельеф, где изображены «Три Марии у гроба». Саркофаг поддерживают трое воинов, олицетворяющих периоды жизни. Двое сопровождающих несут щит с гербом Мочениго и жезл боевого генерала. Два барельефа рассказывают о его подвигах в войне. 6 римских воинов, которые стоят в нишах — почетный караул. У самого входа собора Санти-Джованни-э-Паоло под тремя плитами захоронены Альвизе I, Альвизе III и Альвизе IV Мочениго.

  • Цены на вход: для взрослых – 3.5 евро, для студентов и детей до 12 лет – 1.5 евро.
  • Часы работы: будни с 9 до 18, в праздники с с 12 до 18 часов.
  • Адрес: Castello, 6363, 30122 Venezia VE, Италия.

В правом нефе собора Санти-Джованни-э-Паоло расположена урна с прахом Реньеро Дзено. Ее скрывает барельеф в византийском стиле, где изображены два ангела, которые поддерживают Христа. Над алтарем находится полотно «Мадонна на троне со святыми», которое привезли из Академии в 1881 г. На полотне изображена Дева Мария, окруженная множеством святых. Считается, что автор этого полотна малоизвестный художник XV века. Внутренние интерьеры собора еще более впечатляющие. В следующем нашем материале мы расскажем вам про церковь Мадонна-дель-Орто, которая расположена в районе Каннареджо и была построена в далеком 1355 г.

Цены на бронирование отелей в Венеции



Booking.com