Фото: aconcagua / Wikimedia Commons

Художественный музей Пунта-делла-Догана

Художественный музей Пунта-делла-Догана располагается в здании, где раньше находились пограничные таможенные пункты Венецианской республики. Такое же название носит и небольшая территория в форме треугольника в районе Дорсодуро. В этом месте Гранд-канал соединяется с каналом Джудекка, и на этом обособленном островке в свое время были возведены храм Санта-Мария-делла-Салюте, патриархальная семинария, а в начале XV столетия построена таможня Догана-да-Мар и сооружены доки. С этого места отлично видна площадь Св. Марка. Склады и пункты таможенного досмотра были временными и поэтому их приходилось регулярно достраивать, перестраивать, капитально ремонтировать, что требовало немало денежных средств.

Кроме того, эти перепланировки мешали нормальному и бесперебойному функционированию объектов. Поэтому во второй половине семнадцатого столетия перед властями встал вопрос о сооружении новых современных зданий и сооружений, которые бы полностью отвечали требованиям времени. Начало строительству было положено в 1677 г. и продолжалось до 1682 г. Но некоторые фрагменты комплекса были достроены позже. Например, великолепные аркады сооружались в разное время и их стиль яркое тому подтверждение.

На крыше внимание туристов привлекает чудесная скульптура Атласа, которая символизировала величие Венецианской республики. Двое атлантов удерживают земной шар, на котором стоит богиня Фортуна. Это уникальное произведение Джузеппе Бенони, созданное им в XVII в. выполняет роль флюгера. Достаточно серьезная реконструкция всего здания проводилась под руководством Альвизе Пигацци в 1838 г. А в начале XXI века у городских властей появилась настоятельная необходимость провести капитальный ремонт и превратить пустующее уже несколько десятилетий сооружение в отель.

Художественный музей Пунта-делла-Догана в городе Венеция
Фото: Wolfgang Moroder / Wikimedia Commons

В мэрию Венеции обратился известный французский миллиардер, страстный коллекционер произведений искусства, владелец Gucci Group и аукционного дома Christie’s Франсуа Пино. Он предложил превратить сооружение в музей и разместить там полотна современных художников. Со своей стороны Пино обещал произвести все необходимые строительные и другие работы за свой счет, причем, сохранив общий архитектурный вид здания. Договор был подписан в 2007 году, и срок его действия истекает в 2040 году.

Все работы проводились под руководством известного японского архитектора Тадао Андо. Весь процесс реставрации Пунта-делла-Догана занял около полутора лет. Фасад здания, выложенный из кирпича, был оштукатурен заново и сейчас туристы смогут увидеть его таким, каким он предстал перед венецианцами в далеком пятнадцатом веке. Нужно сказать, что это единственная полностью сохранившаяся часть той далекой эпохи.

Фото художественного музея Пунта-делла-Догана в Венеции
Фото: Fred Romero / flickr.com

В процессе перестройки были убраны внутренние перегородки и пристройки которые появились в XVIII столетии и позже. Их заменила грубая бетонная структура. Просторные параллельные прямоугольные залы расположились на двух этажах, а огромные окна обеспечили прекрасное природное освещение. Залы художественного музея Пунта-делла-Догана окружают центральное двухсветное пространство. Фасады подверглись тщательной реставрации и облицовке мрамором.

Два десятка ворот, которые выходят на каналы, заменили. Внутренние интерьеры из кирпичной кладки также были изменены, а некоторые перекрытия заменили на матовое стекло. Стоимость всех работ составила более 20 млн. евро. Участки исторической лепнины, которая за прошедшие века приобрела немало дефектов была отреставрирована, некоторые участки укрепили анкерами из нержавеющей стали. Места, где была видна историческая кирпичная кладка, были специально оставлены нетронутыми. Отколовшиеся кирпичи заменяли очень редко, стараясь сохранить старину.

Туристы у художественного музея Пунта-делла-Догана в Венеции
Фото: Jean-Pierre Dalbéra / Wikimedia Commons

Крышу сделали аналогичную, с деревянными фронтонами, а также добавили большие мансардные окна. Появились гладкие полированные бетонные полы. Франк Петер Ягер называет их «товарным знаком Андо». А еще это стеклянные и стальные светильники, на фоне неровностей внутренних стен. Так японский архитектор и дизайнер выражает символы «объединения прошлого, настоящего и будущего».

На площади в пять тысяч квадратных метров музея Пунта-делла-Догана проводится постоянная экспозиция 141 полотна из двух с половиной тысяч картин коллекции Пино. Среди них работы Джеффа Кунса, Ричарда Принса, Такаси Мураками и Дэмиена Херста. Регулярно проходят временные выставки наиболее известных в мире современных художников, а также различные общественные мероприятия. Напомним, что Ф. Пино владеет одной из самых больших коллекций современного искусства. Музей Пунта-делла-Догана — это уже второй его выставочный комплекс в Венеции, первой стала галерея во Дворце Грасси. Торжественная церемония открытия состоялась во время 53-й Биеннале современного искусства.

Экспозиция в художественном музее Пунта-делла-Догана в Венеции
Фото: g.sighele / flickr.com

В 2001 г. Франсуа Пино передал бразды правления своего бизнеса старшему сыну и все свое свободное время посвятил 2,5-тысячной коллекции. Это произведения получивших мировую известность художников: С. Шерман, С. Твомбли, братья Чепмен, звезд арт-сцены: М. Джексон, Адели Абдессемед, Н. Лоуман и К. Альтхофф. Эта коллекция требовала большой площади, чтобы можно было создать галерею или музей. Сначала он предполагал создать галерею в одном из предместий Парижа, где находились предприятия Рено. Однако французские власти были категорически против и Пино безуспешно потратив несколько лет на переговоры, в конце концов оставил эту затею.

Осмотр экспозиции в художественном музее Пунта-делла-Догана в Венеции
Фото: Kennisland / Wikimedia Commons

В 2005 г. средства массовой информации Италии объявили, что здание Палаццо Грасси XVIII в, расположенное в Венеции ищет нового хозяина и Пино решил, что это как раз то, что он так долго искал в своей стране. Новый центр открылся весной 2006 г. Любители изобразительного искусства, которые ранее бывали там на выставках архитектуры Возрождения, испытали настоящий шок, когда заметили на островке посреди канала надувную собачку работы Дж. Кунса. Но во Дворце Грасси не могла поместиться вся коллекция, поэтому необходимо было найти еще одно старинное здание. И небеса словно услышали его желание.

Венеция объявила конкурс на долгосрочную аренду Пунта-делла-Догана. Главным претендентом на победу был фонд Пегги Гуггунхайм. Франсуа Пино решил не упускать такой шанс и тоже подал заявку. Весной 2007 г. мэрия сделала выбор в его пользу. Пино собрал отличную команду из лучших специалистов и работа закипела. На островке Дорсодуро было мало места, а когда возвели леса, то его вообще не осталось для размещения 120 рабочих. Интересно, что городок для них был обустроен из плавучих домиков. Даже буфет был возведен на сваях. Тадао Андо после признавался, что история сооружения вдохновляла его. Он принял решение забетонировать пол, чтобы сделать здание более водостойким.

  • Адрес: Dorsoduro, 2, 30123 Venezia VE, Италия. Vaporetto: Salute (line 1).
  • Часы работы: ежедневно с 10 до 19 часов, выходной – вторник.
  • Цена билета: для взрослых – 15 евро, студентам и пенсионерам – 12 евро.
  • Официальный сайт музея Пунта-делла-Догана.

Так Франсуа Пино стал владельцем огромного пространства, где разместил свою коллекцию. Первая экспозиция, открывшаяся на этих площадках, получила название «Карта мастерской» и была посвящена мастерским. При составлении экспозиции хронология не учитывалась. Для торжественной церемонии было заказано шесть скульптур. Например, Марк Хэндфорт представил статую «Человек на луне», которая вошла в экспозицию музея Пунта-делла-Догана. В следующем нашем материале мы расскажем вам про собор Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, где вы узнаете его историю создания, часы работы и адрес. Очень интересное место, которое входит в обязательную программу посещения этого удивительного города.

Цены на бронирование отелей в Венеции



Booking.com