Фото: Ugeorge / Wikimedia Commons

Итальянское кино

Во всем мире пользуются популярностью итальянские кинофильмы, которые созданы знаменитыми режиссерами, а роли исполняют мировые звезды кино. В этом материале мы кратко расскажем о том, как развивался кинематограф в Италии. 21 апреля 1895 г. произошло большое событие, в Турине публично был продемонстрирован кинетоскоп — первый аппарат, который использовался для показа движущегося изображения.

Отметим, что кинетоскоп в 1891 г. изобрел Томас Алва Эдисон, но он был предназначен для одного зрителя, смотревшего через окуляр. Спустя год в Риме был открыт «Синематограф» братьев Люмьер, которых часто называют родоначальниками кино. Позже, публике были представлены хронофотограф Жоржа Демени, театрограф Роберта Уильяма Пола и витаскоп Томаса Эдисона.

Шло стремительное развитие и даже режиссер Филотео Альберини изобрел кинетограф, но этот аппарат не получил развития по ряду объективных причин. Нужно сказать, что именно Альберини снял первый итальянский фильм, который запечатлел визит королевской семьи во Флоренцию.

Первые операторы в основном работали в компании братьев Люмьер. Часто снимали на камеру новости спорта, различные мероприятия, исторические памятники и панораму живописной итальянской природы. В Милане сняли на пленку: «Ванны Дианы», «Пожарная бригада», «Прибытие поезда на вокзал Милана» и др.

Краткая история

К концу XIX в. эра Люмьер потихоньку закончилась. «На сцену» вышли водевили, концерты и ярмарки, проходившие на севере страны. Зрители стали видеть мир через «волшебные фонари», диорамы, фотографии, а актеры объясняют их смысл. Фильмы приобретают большую продолжительность.

Первый полнометражный итальянский фильм Ад
Фото: Padovan-Bertolini / Wikimedia Commons

Первый итальянский художественный фильм «Взятие Рима» был снят режиссёром Филотео Альберини в 1905 г., а первый полнометражный фильм — «Ад» в 1911 г.. Через пару лет кинофильм «Камо грядеши?» был признан первым блокбастером в мировой истории кинематографа. В 1904 — 1907 годы началось строительство первых кинотеатров, которые привлекали местное население.

В Риме и Турине были основаны киностудии. В 1905 — 1910 гг. отсутствовала централизация процесса создания кинофильмов и в Италии было основано 500 киностудий. Веризм и футуризм появились и в кинематографе. Писатель, музыковед и критик Ричотто Канудо публикует в 1908 г. эссе «Триумф кинематографа», а в 1911 г. «Манифест седьмого искусства».

Среди итальянских фильмов в этом стиле можно выделить: «Хроматическую музыку» (1912). В 1908 г. модными становятся исторические фильмы, в том числе, «Последние дни Помпеи» (1908) и «Нерон» (1909), а также сюжеты, которые основаны на романах XIX в. Затем публику привлекают комические фильмы, где роли исполняют работники цирка.

Кадр из итальянского фильма Нерон 1909 года

В 1909 — 1910 гг. компании Cines, Film d’arte italiana, Ambrosio, Itala, Pasquali и Milano каждую неделю объявляют о новинках. Их приобретают в Европе и в США и начинается «золотой век» итальянского кино. С 1911 г. до 1914 г. происходят кардинальные перемены в показе кинофильмов.

Строятся кинозалы на 1000 — 1500 зрительских мест и кинофильмы превращаются в настоящее явление культуры. Мирового признания достигают фильмы: «Инферно», «Освобождённый Иерусалим» и «Падение Трои». Высокий уровень кинофильмов ставит Италию вровень с лидерами киноиндустрии — Францией и Данией.

Режиссёр, актёр, сценарист и продюсер этого периода — Джованни Пастроне. Его считают пионером «седьмого искусства», и он получил мировую известность, благодаря созданию в 1911 г. фильма «Падение Трои», а в 1914 — «Кабирия», вошедшего в историю, как самый известный немой художественный фильм.

Старинный итальянский фильм "Падение Трои" 1911 года

Звездой немого итальянского кино был признан актёр Эрмете Дзаккони, а кинодивами — Лида Борелли и Элеонора Дузе. Но конкуренция с киностудиями США и денежные проблемы приводят к сокращению производства фильмов. В 1920 г. на экраны страны вышло 218 новых фильмов, а в 1928 г. — только 9. В 1924 г. Бенито Муссолини назвал кино «сильнейшим орудием страны».

Но министр культуры Луиджи Фредди сумел предоставить киноиндустрии автономию и цензуре подвергались лишь документальные фильмы. В 1923 г. в Италии был основан институт кинообразования. Его сотрудники выпускали новости, восхвалявшие дуче, прогрессивность Италии, рост промышленной продукции и урожай зерновых.

Идеологическими фильмами можно считать: «Муссолиния» и «В свете Рима». Например, кинофильм «Солнце» получил похвалу критиков, но заполняемость залов была небольшой. Популярной фигурой тех лет был владелец кинокомпании «Pittaluga Cine» Стефано Питталуга, который продюсировал около 90% всех фильмов.

Кадр из фильма "Ужин шутов" итальянского режиссера Алессандро Блазетти
Фото: Gawain78 / Wikimedia Commons

В 1930-х гг. в кинотеатрах появился звук и вышел первый итальянский звуковой фильм «Песня любви». А в 1932 г. открывается первый Венецианский кинофестиваль. Стали издаваться журналы о кино — Bianco e Nero и Cinema. В 1937 г. создана киностудия «Cinecitt» — основа киноиндустрии Италии.

В 1939 г. кинофильмы приобретают новые темы, которые были вдохновлены театром Новеченто. Кроме Алессандро Блазетти с его «Ужином шутов», В. Доменико Де Сика создает фильм «Дети смотрят на нас». Начинает свой путь Микеланджело Антониони, Марио Сольдати снимает фильм «Мрак», а Лукино Висконти ди Модрне  — «Одержимость».

В 1949 г. был основан киноархив Италии. В 1945 — 1953 гг. возникло течение так называемого «нового реализма». Была поставлена задача культурного и социального обновления, и в том числе кинематографа XX столетия. Эти принципы изложил теоретик кино Чезаре Дзаваттини в своей работе «Некоторые мысли о кино».

Кадр из фильма "Арабеска" с итальянской актрисой Софи Лорен
Фото: James Vaughan / flickr.com

Следующий период назвали «розовым неореализмом», который был вызван сменой политической ситуации. В киноиндустрии большое значение приобретает легкий жанр — комедии, которые снимал, например, Марио Моничелли. Мировую славу получили, актрисы Дж. Лоллобриджида, С. Мангано, С. Пампанини и Софи Лорен.

Они создали свою, итальянскую галактику звёзд, отличную от Голливуда. Неореализм включал два направления: комедия и авторское кино, которое было представлено двумя поколениями известных режиссёров.

В отличие от Висконти, Антониони и Феллини, работы второго поколения имели ярко выраженную идеологию. В 1960 г. художественные фильмы режиссеров Италии, из- за снижения импорта картин из США, увеличили свою долю на мировом рынке. Среди них были фильмы ужасов, комедии и кинокартины на основе разных мифов и легенд.

Кадр из фильма "Однажды в Америке", снятый итальянским режиссером Серджио Леоне
Фото: Graeme Maclean / flickr.com

В 1962 г. Дино Де Лаурентис основал несколько киностудий в окрестностях Рима и Италия становится крупнейшей киноплощадкой в Западной Европе. Наиболее заметные режиссёры, второй половины 20 века, — Ф.Феллини. Если говорить про современных итальянских актеров, то их список огромен, но выделим нескольких, которых многие знают в России.

Это — Адриано Челентано и Орнелла Мути, известные по фильму «Укрощение строптивого», фильм «Спрут» c Микеле Плачидо, который сыграл роль борца с мафией. А также знаменитый фильм «Однажды в Америке», который снял итальянский режиссер Серджио Леоне.

В заключении добавим, что с конца девяностых и до 2011 года киноотрасль Италии переживала сильный подъем и число зрителей увеличилось с 10 до 40 млн в год. В следующем нашем материале мы расскажем более подробно про итальянскую оперу, которая является одной из лучших во всем мире. Вы узнаете о композиторах и легендарных исполнителях этого направления.