Фото: Lure / Wikimedia Commons

Станцы Рафаэля

В этом материале мы расскажем вам про Станцы Рафаэля, которые вы сможете увидеть в Апостольском дворце Ватикана. Нужно сказать, что это уникальное государство и даже несмотря на его сравнительно небольшую площадь, его невозможно обойти за один день и осмотреть все его сокровища ни в составе экскурсии, ни с персональным гидом. Кроме того, в некоторые места вход разрешен только в составе группы или вообще категорически воспрещен. Но, к счастью, любой гость Ватикана может побывать в Станцах Рафаэля. Отметим, что вход туда ведет из Апостольского дворца и это четыре небольших зала, расположенные в бывших покоях папы Александра VI, которые поражают гениальными работами.

Ранее эти залы входили в апартаменты Николая V, но Папа Юлий II воспользовался масштабной реконструкцией дворца, и заказал обновление внутренних интерьеров известным итальянским живописцам. Архитектор Донато Браманте порекомендовал пригласить Рафаэля Санти, работы которого буквально привели в восторг Юлия II. Папа поручает ему росписи своих покоев и отдает распоряжение об уничтожении работ других мастеров. Однако мастер убедительно просит Папу сохранить часовню Никколины. Великий художник приступает к работе и оформляет комнату за комнатой.

Юлий II требовал все новых изменений, но работа над интерьерами затянулась надолго и Папа отошел в мир иной так и не увидев их завершения. Работы были продолжены и гений эпохи Возрождения усердно трудился, но объем работ был настолько велик, что Рафаэль вынужден был прибегать к помощи своих талантливых учеников, вплоть до своей смерти в 1520 году. Оформление комнат было завершено в 1524 году. В дальнейшем они использовались различными папами с небольшими изменениями вплоть до Григория XIII.

Комната Подписей

Зал получил свое название от верховного двора Святого Престола, который возглавлял понтифик. Рафаэлю предложили начать росписи с комнаты, которая сейчас называется Станца Подписей или Stanza della Segnatura. Фрески, были написаны между 1508 и 1511 годами. Отметим, что название комнаты характеризуется тремя величайшими добродетелями: Истиной, Добром и Красотой. Стоит отметить, что Юлий II хотел разместить в этой комнате свой кабинет с библиотекой, а росписи должны были соответствовать назначению помещения. В ней художник изобразил – богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.

Комната Подписей в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Здесь можно наблюдать типичные темы эпохи Возрождения, например, соответствие между древним и современным, языческую и христианскую мудрость, поэзию как источник откровения и знаний, а справедливость, как кульминацию этических добродетелей. Наибольшую мировую известность получила “Афинская школа” (философия), которое по праву считается бесценным произведением. Самые известные философы древних времен изображены на этом полотне и некоторые из них легко узнаваемы. В центре фрески Платон, который указывает пальцем вверх и держит в руке свою книгу «Тимей» в окружении Аристотеля с “никомаховой этикой”.

Пифагор показан на переднем плане с намерением объяснить диатессарон или свидетельства бытия текстов Нового Завета. Диоген лежит на лестнице, в то время как пессимистический философ Гераклит, опирается на мраморный блок и что-то пишет на листе бумаги. Справа мы видим Евклида, который учит своих учеников геометрии, а Птолемей держит земную сферу. Центральное место здесь занимают фигуры Аристотеля и Платона. Отметим, что мыслителей окружают другие известные философы. Мастер гениально распределил 50 персонажей и каждого наделил своей индивидуальностью.

Следующая Станца Рафаэля называется “Диспут” (богословие) и она расположена на стене напротив “Афинской школы”. Ее можно охарактеризовать, как величайший триумф и прославление церкви. Высоко в небе – Бог, чуть ниже можно увидеть Христа, Богоматерь и Иоанна Крестителя. Чуть ниже расположен голубь, который является символом Святого Духа. На облаках можно увидеть многих апостолов, например, Святого Петра, Святого Иоанна Богослова, Давида, Святого Лаврентия, Моисея. На земле показаны отцы церкви, папы, священнослужители и верующие люди, среди которых узнаваем Сикст IV, Данте, а также монах Фра Беато Анджелико.

Красивое фото фрески "Диспут" в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

“Парнас” – (поэзия). Здесь изображена гора Парнас в Греции, где по легенде обитают Музы. Центральное место художник отводит Богу Аполлону, сидящему в центре и который играет лиру в окружении девяти муз, защитниц искусств, а также древних и современных поэтов, среди которых можно увидеть слепого Гомера, который вытянул руку вперед, чтобы не оступиться, а также Вергилия и Данте. Также тут можно наблюдать поэтессу Сапфо, сидящую внизу слева, с ее именем, написанным на свитке, который она держит в левой руке. Один юноша сидит под деревом и завороженно слушает пение, записывая слова из бессмертной поэмы “Илиада”.

Рядом с Аполлоном Эрато, перебирающая струны лиры. Далее Клио, Талия, которая держит маску комедии и Евтерпа. Многих туристов интересует вопрос, что за старец, который указывает вниз. Это Пиндар, самый знаменитый древнегреческий поэт. На этой фреске станцов Рафаэля, он советует музам сойти на землю и заклеймить своим творчеством, царящее там беззаконие.

Но Гораций не согласен и разводит руками, произнося опровержение словам старца. В недоумении от спора великих поэтов находится Катулл. На этой фреске Рафаэль показал и своего друга, поэта из Неаполя, Саннадзаро. Нужно сказать, что “Парнас”- это апофеоз гармонии, красоты и вдохновения. А Микеланджело к тому же писал великолепные стихи, хотя, конечно, прославился как скульптор и живописец.

Вид на старинную фреску в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Четвертая стена с Добродетелями (юриспруденция) посвящена гражданскому праву светского государства и канонической Церкви. На стене напротив Парнаса изображены кардинальные и богословские добродетели. Слева Рафаэль нарисовал Стойкость. Облаченная в доспехи, она ласкает льва левой рукой, а правой рукой держит саженец черного дуба. Дуб символизирует силу и намекает на семью Делла Ровере, к которой принадлежал папа Юлий II.

Младенец представляющий благотворительность, собирает желуди с дубовой ветви. На видном месте в центре находится Пруденс. На ее груди изображена крылатая Горгона для защиты от обмана и мошенничества. Также здесь можно увидеть младенца, который держит факел и это символизирует Надежду.

Фото красивой фрески в Станцах Рафаэля в Ватикане

Воздержание сидит справа. Она держит уздечку сдержанности и ее сопровождает другой младенец, который изображает Веру, и указывает вверх на небеса своей правой рукой. Нужно сказать, что четвертая кардинальная добродетель, Справедливость, не включена в сцену. Вместо этого она изображена держащей весы и меч в на потолке прямо над фреской. Слева внизу фреска, созданная Рафаэлем, но выполненная его подручными. На нем изображен император Юстиниан, получивший гражданский кодекс, известный как Pandects of Corpus Juris Civilis. Справа папа Григорий IX (изображенный Юлием II) получает кодекс канонического права.

Зал Элиодора

Эта комната в станцах Рафаэля первоначально использовалась для частных аудиенций Папы и была украшена сразу после комнаты Подписей. Произошло это в 1511—1514 гг. Программа зала носит политический подтекст и в ней показываются разные исторические моменты от Ветхого Завета до средневековой истории чудесной защиты, которую Бог даровал Церкви. Отметим, что интерьер зала отражал всю важность этого места.

Тема росписи – покровительство Бога. Сюжет росписи “Изгнание Элиодора” взят из Ветхого Завета и говорит о том, как небесный всадник прогнал сирийского военачальника Элиодора, который желал захватить сокровища, хранящиеся в Иерусалимском храме. Фреска напоминала о том, что войско Юлия II одержало убедительную победу над французами, изгнав их из Папской области. Заслуживает внимания и фреска “Освобождение Петра”, которая показывает как ангел чудесным образом спасает апостола Святого Петра, пока охрана спит.

Зал Элиодора в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Роспись “Месса в Больсене” – посвящалась событию XIII в. в небольшом городе Больсена, недалеко от Орвието. Там в храме священник засомневался в божественном перевоплощении, но взглянув на платок, где была просфора, с ужасом увидел, что платок и руки в крови. Юлий II находится справа на коленях и является свидетелем этого чудесного явления. Справа снизу можно наблюдать нескольких кардиналов.

Роспись "Месса в Больсене" в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Встреча между Львом и Аттилой – последняя фреска, нарисованная в этой комнате. Она была завершена после смерти Юлия II, который являлся Понтификом с 1503 по 1513 год. Работа была продолжена и при его преемники Льве X. Согласно легенде, чудесное появление святых Петра и Павла, вооруженных мечами, во время боя между папой Львом Великим и Аттилой заставило короля гуннов отказаться от вторжения в Италию и похода на Рим.

Рафаэль размещает сцену у ворот Рима, но на самом деле историческое событие произошло на севере Италии, недалеко от Мантуи. Самого Атиллу, Рафаэль изобразил взирающим в небо, где он видит вооруженных апостолов Петра и Павла. Стоит отметить, что во время работы над этой фреской, Юлий II скончался и художник написал уже портрет Льва X.

Фреска "встреча между Львом и Аттилой" в Станцах Рафаэля
Фото: daryl_mitchell / Wikimedia Commons

Зал Пожара

Помещение использовалось во времена Юлия II для заседаний высшего суда Святого Престола. Во времена правления Льва X он отдал распоряжение, чтобы эту комнату переоборудовали под столовую, куда Папа мог бы пригласить влиятельных посетителей. Поэтому было решено несколько изменить тематику интерьеров. Нужно сказать, что этот зал стал последним, который Рафаэль расписал сам. В то время мастер был занят другими папскими делами, и прежде всего гобеленами Сикстинской капеллы, а также архитектурой базилики Святого Петра.

Зал Пожара в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Поэтому все чаще он поручал росписи своим помощникам, которые прекрасно усвоили его манеру письма. За семь лет, которые прошли с того времени, когда он впервые переступил порог Апостольского дворца, он завоевал признание и бессмертную славу. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через жизненные истории, а также двух предыдущих пап с тем же именем.

Главная фреска зала в станцах Рафаэля называется – “Пожар в Борго”. Росписи прославляют Льва III и Льва IV. Согласно преданию, пожар в Борго, который дал название комнате, вспыхнул в 847 году в окрестностях перед базиликой Святого Петра. Получив торжественное благословение Лев IV (Понтифик с 847 по 855) чудесным образом погасил огонь, спасая тем самым церковь и людей. Почти все фигуры были написаны помощниками, поскольку Мастер занимался детальной архитектурой зданий.

Например, фасадом храма Святого Петра, который был разрушен еще до его приезда в Рим. А также частью дворца и лоджии, с которой Папа благословляет народ. Основное внимание художник сосредоточил на изображении пожара. На ступенях Апостольского дворца молодая женщина с грудным ребенком ищет укрытия от пожара. Внизу большая группа напуганных женщин просит помощи, а люди покидают, охваченные яростными языками пламени дома.

Фреска "Битва при Остии" в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

В “Битве при Остии” – художник изобразил сцену поединка между галерами Папы и сарацинами, который произошел в IX в. В 846 г. сарацины совершили дерзкое нападение на Остию, которое сопровождалось грабежами и захватом большого количества пленных. В 849 г. они совершили повторное нападение, но теперь им пришлось срочно убраться восвояси, спасая свои жизни. На фреске изображен Папа, который благодарит небеса. Следующая фреска “Коронования Карла” рассказывает о событии 800 г. в Базилике Святого Петра. Как известно, в 1516 г. состоялась историческая встреча Франциска I и Льва X.

Фреска "Коронования Карла" в Станцах Рафаэля
Фото: Wikimedia Commons

Вероятнее всего, автором этой фрески является один из учеников Рафаэля. Коронация Карла Великого происходила в соборе Святого Петра в рождественскую ночь в 800 году, и составляет основу Священной Римской империи. Вполне вероятно, что фреска относится к конкордату, составленному между Святым Престолом и королевством Франции в 1515 году.

Следующая фреска в станцах Рафаэля носит название – “Оправдание Льва III” и также была написана помощниками великого художника. Клятва Льва III иллюстрирует эпизод, который произошел за день до коронации Карла Великого, когда Папа Римский отреагировал на клевету племянников своего предшественника Адриана I, подтвердив принцип, что викарий Христа несет ответственность только перед Богом за его действия.

Зал Константина

Это самая большая комната в станцах Рафаэля. Ее использовали для различных мероприятий или встреч одновременно с большим количеством влиятельных лиц. Интерьеры расписаны учениками мастера по его эскизам. Отметим, что этот величайший живописец и архитектор скончался в 1520 году, в возрасте 37 лет. Работа над этим залом была завершена при Клименте VII. Руководство было поручено Джулио Романо и Джану Франческо Пенни.

Росписи в основном повествовали о жизни императора Константина, а сам потолок был расписан Томмазо Лауретти. Посещение этих залов, где сохранились работы Рафаэля и его учеников, без сомнения оставят в вашей душе неизгладимый след от встречи с Прекрасным. В следующем нашем материале мы расскажем вам про уникальную лестницу Браманте, которая является одной достопримечательностей Ватикана и всегда удивляет своей архитектурой.

Цены на бронирование отелей в Риме



Booking.com