Сикстинская капелла
Само слово «капелла» означает церковное помещение или небольшие молельни. В русском языке, наиболее подходящим из них будет — часовня. Сикстинская капелла в Ватикане используется в качестве собраний католических кардиналов, когда они собираются для того, чтобы переизбрать католическому миру нового понтифика.
Поэтому, если вы увидите над Сикстинской капеллой белый дым, то это значит, что у католиков появился новый папа. Также нужно сказать, что это здание является составной частью всех музейных строений Ватикана.
Ежегодно большое количество посетителей приходят полюбоваться на это архитектурное строение, которое, в первую очередь, отличается изумительной внутренней росписью стен. Роспись свода сооружения была выполнена талантливым Микеланджело и на тот момент, он представлял собой образ звездного неба.
Удивителен еще и тот факт, что художник изображал на стенах образы христианских святых, сцены из Библии, но в то же время он использовал сюжеты языческой культуры, например, оформляя сцену упокоения душ усопших, отправляющихся в царство мертвых.
Краткая история
Отметим, что сама Сикстинская капелла строилась с 1473 года и строительство продолжалось в течении 8 лет. Ее первоначальный облик напоминал крепостное сооружение. В настоящее время, она представляет собой широкое помещение с глубоким сводом.
Многие известные художники принимали участие в росписи стен и алтарной зоны: Боттичелли, Перуджино, Россели и ряд других мастеров. Наибольшую популярность среди настенных росписей Микеланджелло имеет картина «Сотворение Адама».
Она не просто выражает связь человека и Бога, но и заставляет человека задуматься о вечном. Один из радиоканалов Ватикана включил эту картину в часть своей фирменной эмблемы. Практически вся верхняя часть свода украшена изображениями картин Ветхого Завета.
Еще более интересной является картина Страшного суда. В левой ее части представлены две героини, одна из которых полуобнажена, а другая наклонилась к ее коленям. Они являются символами доброты и чистосердечности церкви.
Помимо названных фресок есть еще масса других, интересных и не менее живописных произведений. Более подробно рассмотреть каждую из них лучше всего при непосредственном посещении, а не по репродукциям. Посетить Собор Петра и не побывать в Сикстинской капелле невозможно, так как эти два сооружения мирового масштаба хранят в себе всю историю итальянского искусства.
Не зря говорится, что Рим нельзя прочувствовать, если не побывать в Сикстинской капелле и не увидеть голубизну небес, сохраненную Микеланджело в его непревзойденных росписях. Италию невозможно понять, не ознакомившись с творениями этого гения, посетившего грешную землю с целью – явить миру истинную красоту.
В Италии больше нет такого контраста и сочетания не сочетаемого: внешность храма сдержана, даже непримечательна, а внутри вы можете наблюдать невообразимое великолепие. В конце XV в. папа Сикст IV серьезно опасался нападения со стороны Флоренции, во главе которой стоял всемогущий клан Медичи, а также армии воинственных османов.
Так как с этими двумя соседями отношения были довольно натянутыми. Независимая Флорентийская Республика существовала с XII по XVI в. и играла большую роль в политической и экономической жизни Италии. Возвышение клана Медичи произошло в XV в. с Джованни Медичи, основавшего банк, который с каждым годом становился все богаче и постепенно стал крупным финансовым центром всей Европы.
Банк имел филиалы во многих странах и был основным кредитором Папской курии. При правлении Лоренцо Великолепного, Флоренция достигла своего высшего подъема. Власть Медичи не имела границ и им беспрекословно повиновались. Это не устраивало Сикста IV и он принял решение поддержать заговорщиков против Медичи.
В апреле 1478 года в соборе произошло нападение на Лоренцо и его брата Джулиано. Лоренцо сумел дать отпор и скрыться, а Джулиано получил смертельное ранение и сразу отошел в мир иной. Заговорщиков схватили и тут же казнили.
Сикст IV был взбешен, он повелел немедленно конфисковать все состояние клана Медичи, закрыть филиалы банка в Риме, отлучил Лоренцо от церкви, а впоследствии отлучил и население всей непокорной республики.
Но даже этого папе показалось мало и целых два года он организовывал различные боевые действия против Флоренции. Но в 1480 году Лоренцо с папой помирились, чтобы вместе противостоять общему врагу Италии – Османской империи.
Фрески
До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи.
В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни. В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт.
За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап. Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами.
На среднем этаже — высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.
Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев — Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.
Именно они сотворили чудо и благодаря им название «Сикстинская капелла» сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.
Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.
Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.
Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены «Страшного суда».
Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину. С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…».
По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо «Воскресение», но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.
На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две — Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.
Часы работы и адрес
Между оконными проемами изображены первые понтифики. Над их портретами работали те же гениальные мастера. Спустя четверть века Микеланджело возвратится в этот храм и явит миру свой шедевр – гигантскую фреску «Страшный суд», которая обличает все пороки и слабости человека. Эта фреска займет всю стену за алтарем.
В заключении стоит сказать, что Сикстинская капелла — бесценный бриллиант не только Рима, но и всего мира. Посетить этот храм, значит увидеть шедевры самых знаменитых мастеров эпохи Возрождения, прикоснуться не только к вечному искусству, но и к истории.
- Часы работы: с понедельника по субботу с 9 до 18 часов. Билеты можно купить до 16 часов.
- Каждое последнее воскресенье месяца с 9 до 14 часов. Билеты можно купить до 12.30.
- Вход платный.
- Станция метро: Ottaviano.
Сикстинская капелла находится в Ватикане и ее посещение входит в обзорную экскурсию. В следующем нашем материале мы расскажем вам о работе музеев в Ватикане, где вы узнаете их историю создания, стоимость входных билетов, а также часы работы.