Дворец Ка’ Реццонико
Венеция — это не только необыкновенно прекрасный, романтический «город на воде», но еще и город роскошных дворцов, которые хранят в себе бесценные сокровища, созданные лучшими итальянскими мастерами. Туристов часто смущают их названия. Многие, конечно, знают, что по-итальянски они называются — palazzo.
Но существуют здания, которые называются немного по-другому. Например, Ка’ Реццонико. Термин Ка’ тоже обозначает дворец. Просто в Венеции существуют свои традиции. Дворец горожане называют «домом», что по-итальянски будет «casa».
А поскольку у венецианцев принято сокращать слова, то даже такое маленькое слово они укоротили до «Ка». В принципе это все понятно, но если нет, то можно спросить у любого местного жителя, который терпеливо все объяснит. Ка’ в Венеции множество, и многие из них стали музеями.
Например, в Ка’ Реццонико работает Музей Венеции XVIII столетия. Этот дворцовый комплекс расположенный на берегу Большого канала, по праву считается одним из самых богатых экспонатами музеев. Ведь уникальное здание и его внутренние интерьеры тоже можно причислить к экспонатам.
Краткая история
В сер. XVII в. семья патрициев Филиппо Бона решила возвести на берегу Гранд-канала дворец в модном тогда стиле барокко. Проектирование было поручено именитому зодчему Бальтассаре Лонгена, который в 1649 г. представил заказчику готовые чертежи.
Однако до закладки первого камня в фундамент, которая произошла в 1667 г., было еще далеко. Необходимо было освободить площадку под строительство и предварительно снести все постройки. К 1682 г. строительство было «заморожено» по двум причинам.
Во-первых, скончался Лонгена, а во-вторых, семья Бон стала испытывать большие финансовые затруднения. Целых семьдесят лет, проплывающим по Гранд-каналу жителям Венеции был виден дом, который на уровне 2-го этажа окружали строительные леса.
Да и первый этаж не мог похвастаться своим фасадом, который также не был завершен. В 1751 г. ломбардиец Джамбаттиста Реццонико приобрел это строение. Богатый, хотя и не принадлежащий к знатному роду, он сумел оставить свое имя в венецианской «Золотой книге», куда записывали исключительно фамилии патрициев, из так называемых родов «королевы Адриатики».
Реццонико выделил немалую денежную поддержку Венеции, которая была в упадке, после нескольких локальных войн с турецкими отрядами. За солидный взнос в казну семья была удостоена дворянского титула.
Но еще более важным для Реццонико стало избрание его сына папой римским, который вошел в историю под именем Климента XIII. Реццонико предложил зодчему Джорджо Массари, который уже являлся автором Часовой башни на площади Сан-Марко и дворца Грасс, составить проект завершения строительства.
Массари с удовольствием принимается за работу и, не изменяя замысла великого Лонгены, достраивает здание, потратив на это всего пять лет. Архитектор вносит поправки лишь в планирование фасада, выходящего на «сушу».
План здания, по проекту Лонгены, был традиционным для Венеции. Первый этаж имел два входа: с канала – осуществлялись деловые контакты, а с суши – частные. Здесь находились офисы, склады, а также было предусмотрено место для гондол, что-то вроде современного гаража для автомашин.
В настоящее время здесь сохранилась одна из них, которая тоже стала экспонатом музея. На этом же этаже расположился роскошный бельведер – зал для приемов, из окон которого открывался чудесный вид на Большой канал. По обе стороны от него были покои владельцев. На верхнем этаже были комнаты, предназначенные для обслуживающего персонала.
В 1756 г. во дворце Ка’ Реццонико прошел первый приём гостей. Великолепная изящная лестница, небольшой тенистый сад с чудесным фонтанчиком, изумительные статуи, украшающие прямоугольный внутренний дворик — всё это привело именитых гостей в искренний восторг.
Стоит особо подчеркнуть, что наличие пусть и крохотного садика было атрибутом состоятельности. Род Реццонико подарил Италии, кроме папы римского, еще немало исторических фигур: сенатора Аббондио, прокуратора Людовико и др. Но, как говорится, всему когда-то приходит конец.
Род Реццонико в течение пяти десятилетий потихоньку угасал, не имея наследников и в итоге династия была прервана. Это отразилось и на дворце, который долгие десятилетия довольно часто переходил от одного владельца к другому, и терял предметы роскоши…
Сначала дворец отошел во владение мэрии и там разместили колледж для иезуитов. Позже его несколько раз перепродавали. Одним из владельцев Ка’ Реццонико стала семья Пиндемонти-Джованелли. В 1832 г. она объявила аукцион на старинную мебель и многие предметы живописи и скульптуры, которые были ценностью палаццо.
После аукциона на месте остались только грандиозные фрески кисти Тьеполо, которые продать было нельзя. Через пять лет семья продала и само здание. Строение приобрел граф Ладислао Зелински, который сдавал дом в аренду, чаще всего богатым иностранцам. Сначала здесь проживал художник Пен Браунинг, прибывший из Британии.
Затем к нему приехал его отец – поэт и драматург Роберт Браунинг, который скончался в 1889 г. в своей комнате на втором этаже. После этого события художник выкупил дом у графа. В 1906 г. к Браунингу с просьбой продать дворец обратился император Германии Вильгельм II, но тот подписал сделку о продаже с членом парламента и фанатом искусства графом Лионело фон Хиршель де Минерби.
Тот провел реконструкцию дворца Ка’ Реццонико по своему вкусу и жил здесь до 1935 г., пока не закончились средства. В 1936 г. граф решил продать здание мэрии, обговорив всего одно условие — разместить в здании музей.
Это условие было выполнено. Сейчас жители и гости Венеции могут осмотреть интерьеры и декор далекой от нас эпохи, живописные полотна известных мастеров, мебель, статуи и так далее. Все предметы расположены в настоящих исторических интерьерах. Такой гармонии нельзя добиться в современном здании, которое строится специально для музея.
Все комнаты обладают своим неуловимым волшебством. Большое впечатление на туристов производит небольшая часовенка и зал, где находится фреска Джамбаттиста Тьеполо «Аллегория брака». Фреска была создана великим мастером в 1758 г. к бракосочетанию Людовико Реццонико и Фаустины Саворниан.
Смежные комнаты словно служат продолжением этой торжественной темы, что нетрудно заметить в росписи на потолках. Стоит побывать в зале, где собраны замечательные гобелены с фламандскими шпалерами XVII в., а также Зал Лазарини с росписями на мифологические темы, созданные Франческо Маффеем.
Изумление посетителей нередко вызывает просторный зал Ка’ Реццонико, где когда-то проводились балы. В Тронном зале проходила церемония бракосочетания Людовико Реццонико. Безусловно, после этого торжества при новых владельцах, зал подвергся реконструкции.
Многие его элементы были созданы по заказу семейства Барбариго. Стоит обратить внимание не только на прекрасную потолочную фреску, но и на уникальную золоченую раму, где изображены очаровательные ангелы и различные символы славы семейства Барбариго.
Часы работы и адрес
В раме находится портрет главы этого семейства, Пьетро Барбариго. В зале находится золоченый трон, созданный в стиле рококо известным А. Коррадини. Рядом располагается Зал Тьеполо, где можно осмотреть его росписи с изображением Мудрости и Удачи.
На 3-м этаже дворца Ка’ Реццонико экскурсия начинается с осмотра полотен знаменитых художников – Ф. Гварди, Дж. Баттисты, Дж. Доменико Тьеполо и др. По-соседству — зал Пьетро Лонги, где экспонируются его 34 картины, с изображением будней и праздников горожан.
- Часы работы: с 1 ноября по 31 марта с 10-17, с 1 апреля по 31 октября с 10 до 18 часов.
- Закрыто по вторникам, 1 января, 25 декабря, 1 мая.
- Вход платный.
- Адрес: Dorsoduro, 3136, 30123 Venezia VE, Италия.
Не забудьте побывать в одном из залов музея, где находится восхитительная коллекция муранского стекла, по стойкому убеждению модниц, самого лучшего в мире. В следующем нашем материале мы расскажем вам про площадь Кампо Сан-Поло в Венеции, где вы узнаете ее описание, историю и адрес.