Фото: Peppe Guida / Wikimedia Commons

Катакомбы Сан-Гаудиозо

На заре христианства власти Рима подвергали верующих гонениям, поэтому со II в. под Неаполем стали создавать подземные лабиринты – катакомбы. Люди, принявшие новую веру, уходили в подземелья, где можно было провести церковный обряд и похоронить своих единоверцев. Сейчас по этим местам можно совершить довольно интересную экскурсию.

Катакомбы Сан-Гаудиозо, относящиеся к периоду раннего христианства (V в.) расположены в квартале Санита, на севере Неаполя. В античную эпоху и Средневековье эта местность была за пределами города, поэтому по законам Рима могла использоваться для погребения. Квартал располагается между холмами Вомеро и Каподимонте.

Здесь множество естественных гротов и ущелий, которые были приспособлены для захоронений. Катакомбы назвали в честь святого Гаудиозо, внесшего значительный вклад в развитие Неаполя. Он был епископом из Сев. Африки, и прибыл в Неаполь благодаря счастливому случаю.

После вторжения вандалов он отказался принять арианство, и король Гензерих поместил его на корабль без парусов и весел вместе с другими изгнанными христианами. Впоследствии, он поселился на холме Каподимонте, где и построил монастырь. Когда он умер между 451 и 453 годами нашей эры, то его похоронили на кладбище за пределами городских стен, и вскоре место его захоронения стало вызывать благоговение.

Краткая история

С этого времени раннехристианское подземное кладбище расширилось и постепенно превратилось в катакомбы Сан-Гаудиозо. В 1602 — 1610 гг. над ними был возведен храм Санта-Мария-делла-Санита, откуда и начинается экскурсия. Прямо от входа в разные стороны ведут коридоры, которые потом делятся на ходы помельче.

Катакомбы Сан-Гаудиозо в итальянском городе Неаполь
Фото: Fabien Bièvre-Perrin / Wikimedia Commons

В стенах сохранились ряды ниш для погребения. Отметим, что катакомбы Сан-Гаудиозо являются вторыми по величине в Неаполе и включают в себя как раннехристианские элементы, так и элементы 17 века. В позднем средневековье из-за селевых потоков и обломков, спускавшихся с холмов, а также похищения мощей святого Януария катакомбы начали постепенно покидать верующие и паломники.

Это привело и к переносу останков других святых. Катакомбы Сан-Гаудиозо вернулись к использованию в качестве места захоронения в 16 веке после открытия фрески с изображением Мадонны, которая ранее была скрыта грязью. Мадонна делла Санита, датируемая 5-6 веками, является старейшим изображением Девы Марии. Это изображение Богоматери и сейчас находится в храме.

Базилика — один из амбициозных проектов доминиканского зодчего Фра Нуволо, который выполнен в стиле барокко. Отличает храм купол с майоликой желтого и зеленого цвета. Для самых почитаемых и состоятельных христиан погребения совершались в аркосолиях, которые располагаются в отдельных помещениях — кубикулах.

Посещение катакомб Сан-Гаудиозо в Неаполе
Фото: Fabien Bièvre-Perrin / Wikimedia Commons

Стены украшают мозаики или фрески V — VI веков. До XVII в. катакомбы служили некрополем, но затем их расширили доминиканцы — орден, во владении которого находился храм. Нужно сказать, что на этой территории были созданы особые помещения, где высушивали тела умерших — «амбулатории».

Отметим, что экскурсионный маршрут «Подземный Неаполь» проходит не по всем катакомбам Сан-Гаудиозо, но позволяет увидеть самые древние захоронения. Сам храм возведен над катакомбами и поэтому его конструкция имеет несколько особенностей. Главный алтарь находится на высоте 9,7 метров, а под алтарём расположена крипта.

Современная крипта создана в XVII в. и ее 10 алтарей запечатывают древние входы в катакомбы. Они были освящены в 1628 г. В это же время захоронили мощи мучеников из катакомб св. Себастиана, которые в 1616 г. епископ Тимотео Казелли привез из Рима.

Старинные катакомбы Сан-Гаудиозо в Неаполе
Фото: Catacombe di Napoli / Wikimedia Commons

Фрески за алтарем изображают смерть мучеников и они были созданы в XVII в. мастером Бернардино Фера. Фреска IX в. изображает Деву Марию с младенцем и со святыми (Гаудиозо и Ностриан). Около алтаря — вход в самые древние катакомбы. Гробница св. Гаудиозо также располагается в отдельном помещении.

Сначала святого погребли в аркосолии, а позднее тело поместили в саркофаг. В надписи над саркофагом указано его имя и дата кончины. Сохранилась кубикула св. Ностриана. На потолке расположены фрески с ликом Христа и 4-х евангелистов : Матфей (телец), Марк (лев), Лука (ангел) и Иоанн Богослов (орел).

В другом помещении будет интересно осмотреть два аркосолия, которые украшают чудесные мозаики. На одной мозаике расположена чаша, из нее пьют два голубя. Это сюжет, который нередко встречается в живописи катакомб. Это символ святых, утоляющих жажду из источника вечной жизни.

Экскурсия по катакомбам Сан-Гаудиозо в Неаполе
Фото: Fabien Bièvre-Perrin / Wikimedia Commons

Мозаика из другого аркосолия изображает стилизованный саркофаг, над ним крест, по сторонам — агнцы. Этот сюжет можно увидеть ещё в одной мозаике. Птица распростерла огненные крылья, и у ее ног видна корона. Птица Феникс, которая сгорает и возрождается из пепла, для христиан служила символом Христа.

Здесь были мощи мученика Созия, который пострадал вместе со св. Януарием. Фреска над его захоронением изображает крест и фигуры мучеников Стефана и Созия. Созий проповедуя Евангелие, поднял правую руку, привлекая внимание христиан. Стоит отметить еще одну фреску V в., которую вы можете увидеть во время экскурсии.

На ней изображён Пасценций, преклонивший колени перед апостолом Петром. За алтарём доминиканцы обустроили большие помещения с вертикальными нишами. Под сиденьями из туфа располагаются урны. Тела помещали на сидения и высушивали.

Экскурсия по старинным катакомбам Сан-Гаудиозо
Фото: catacombedinapoli.it

Затем мумии или скелеты помещали в гробницу или в общий оссуарий. Длинный коридор за седалищами отвели для т. н. амбулатории. Тела помещали в ниши, а затем закрывали перегородкой. На ней делали фреску, где изображался покойный в одежде и делали надпись с его именем и краткой эпитафией.

Над чередой изображений усопших были ниши с черепами. Здесь было захоронено несколько человек: Свева Джезуальдо, Диего Лонгобардо, Марко Антонио д’Апонте, Шипионе Бранкаччо, художник из Флоренции Джованни Бальдуччи и монах-доминиканец.

На его перегородке изображен монах во время молитвы. Нужно сказать, что катакомбы Сан-Гаудиозо стали местом паломничества жителей Неаполя. Они приходили сюда помолиться о душах, ожидающих своей участи в чистилище.

Культ мёртвых со временем стал обрастать различными обрядами, которые были несовместимы с христианством и в 1960-е гг.. местный архиепископ распорядился убрать черепа. В следующем нашем материале мы расскажем вам про футбольный стадион в Неаполе, который сейчас назван в честь Диего Армандо Марадоны.