Фото: www.museivaticani.va

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано — входит в большой комплекс «Музеи Ватикана». Он предназначен для собрания коллекции всевозможных артефактов о жизни и деятельности первых христианских общин в Риме и его ближайших окрестностей.

Несколько экспонатов ранее находились в Христианском музее, который был основан папой римским Бенедиктом XIV в Апостольской библиотеке в 1756 году. Музей Пио-Кристиано был создан в 1854 г. по приказу папы римского Пия IX и расположился в Латеранском дворце, служившем в IV — нач. XIV в. резиденцией пап.

В XIX столетии во время масштабных археологических раскопок было обнаружено множество свидетельств, подтверждающих деятельность христианских общин. В заброшенных, часто засыпанных или подтопленных катакомбах Рима были спрятаны уникальные изделия талантливых мастеров II — VI веков.

Среди которых были обнаружены саркофаги из мрамора, стелы, статуи, росписи, эпиграфика и т. д. Некоторые старинные предметы предоставили римские храмы. Хрупкие или нуждающиеся в срочной реставрации артефакты были переданы в музей Пио-Кристиано.

Основатели музея

В 1852 г. в Ватикане создали особую комиссию по археологии, чтобы систематизировать священные находки и вынести аргументированное экспертное заключение о необходимости их размещения в залах музея.

Выставка старинных саркофагов в музее Пио-Кристиано
Фото: xiquinhosilva / Wikimedia Commons

Критерий оценки и официального обоснования направления экспонатов в музеи разрабатывали археологи — исследователь и эпиграфик 30-летний Джованни Баттиста Де Росси (1822 -1894) и член ордена иезуитов, Джузеппе Марчи (1795 -1860).

В 1842 г. профессор Марчи познакомился с 20-летним увлеченным археологией юношей Джованни, который с этого времени всегда сопровождал его в сложных и достаточно небезопасных путешествиях по катакомбам. Марчи в 1854 г. принимал непосредственное участие в основании Латеранского музея и был назначен его руководителем.

На следующий год он пережил инсульт, который стал причиной его смерти в 1860 г. Впоследствии, Де Росси совершил немало интересных открытий, используя древние топографические сведения. Он изучал в Риме археологию, занимался исследованиями раннехристианских надписей и стал пионером в изучении катакомб.

Старинные артефакты в музее Пио-Кристиано
Фото: www.museivaticani.va

С 1850 г. он открыл 27 катакомб, среди них св. Каллиста. Он стал признанным специалистом по христианскому лапидарию (собрание эпиграфики раннего христианства), сумев объяснить сотни надписей на могильных камнях. Саркофаги с символами христианства разместили в галерее Латеранского дворца.

Что посмотреть?

В музее Пио-Кристиано находятся многие шедевры раннехристианского искусства, например, саркофаг Доброго пастыря, саркофаг Ионы, саркофаг Святой Сабины и многие другие предметы искусства. Они украшены рельефами с изображением наиболее известных античных сюжетов.

Статуя доброго пастыря в музее Пио-Кристиано в Ватикане
Фото: Steven Zucker / flickr.com

Отметим, что тема «пастыря» — одна из самых символичных в древнехристианском искусстве. А статуя в музее Пио-Кристиано, несомненно, является одной из самых известных и запоминающихся образов.

Она олицетворяет Христа и Жертву, которую он принес ради спасения людей. Другой знаменитый саркофаг носит название пророка Ионы (около 300 г.) и он был обнаружен на месте собора Святого Петра в конце шестнадцатого века.

Это самый красивый образец, который первые христианские художники посвятили истории Ионы. Слева — сцена моряков, которые сбросили пророка с корабля, скормив его «большой рыбе». Здесь она представлена морским чудовищем.

Затем чудовище эффектно отвергает пророка, помещая его на скалу, населенную животными. Здесь можно увидеть и другие сцены, воскрешение Лазаря, Петр крестит своих тюремщиков и, наконец, символические фигуры рыбаков и пастуха со стадом. То, что осталось от стенок саркофага, украшено декоративными растительными мотивами (гроздьями вишен).

Саркофаг Ионы в музее Пио-Кристиано
Фото: www.museivaticani.va

Саркофаг «Трех пастырей» в музее Пио-Кристиано, один из последних в коллекции конца четвертого века, происходит из области катакомб Претестато и примечателен прекрасным качеством скульптурного убранства. Скорее всего он занимал центральное место внутри мавзолея.

Передняя часть отмечена тремя фигурами пастухов, держащих овец на плечах и стоящих на пьедесталах, а по бокам несколько купидонов, занятых уборкой урожая среди ветвей густой виноградной лозы. Задняя часть украшена решеткой, напоминающей садовый забор.

Саркофаг "Трех пастырей" в музее Пио-Кристиано в Ватикане
Фото: www.museivaticani.va

Красота, древность и важность саркофага Via Salaria (около 260 г.) делают его одним из величайших музейных шедевров. В третьем веке христианское искусство все еще было привязано к традиционным темам без какой-либо однозначной религиозной характеристики.

Он включал в себя аллегорические фигуры, такие как пастух «криофор» (с овцой на плечах) и молящуюся женщину, символы филантопии и благочестия, а также «философов» и «муз» в портретах.

Христиане постепенно усваивали эти модели, наполняя их новым смыслом: «криофор» уподобляли Христу, «благочестие» было связано с молитвой верующих, ожидающих спасения. На саркофаге Via Salaria усопшие, сидящие по сторонам от сцены, изображены вовлеченными в дискуссию ученых.

Саркофаг “Via Salaria" в музее Пио-Кристиано
Фото: www.museivaticani.va

Саркофаг Great pastoral (около 300 г.) в музее Пио-Кристиано отличается сохранностью его элементов и позолотой. Нужно сказать, что он был найден на Виа Пренестина. На крышке есть сцена охоты и незаконченный портретный бюст покойного.

По бокам фасада есть две фигуры большого размера — пастух «криофор» (держащий барана) и женщина с поднятыми руками в молитве.

Также довольно интересен Саркофаг святой Сабины, которая была вдовой сенатора Валентина. Когда начались гонения на христиан, то сначала осудили и казнили ее служанку Серапию, которая обратила Сабину в христианскую веру.

Саркофаг "Great pastoral" в музее Пио-Кристиано
Фото: www.museivaticani.va

Сабина похоронила ее в семейном склепе. Но жестокие преследования христиан не прекращались и префект Элпидий осудил на казнь и саму Сабину. После перенесения многих жестоких мук и не отказавшись от веры, она была убита в 125 г. в г. Виндена. Позже ее причислили к лику святых.

Часы работы и адрес

В 430 г. её мощи перенесли на Авентинский холм в новую базилику Св. Сабины на месте её дома, который был рядом с храмом Юноны Регины. В заключении стоит добавить, что мы сделали лишь небольшой обзор представленных экспонатов в музее Пио-Кристиано в Ватикане. С другими предметами вы сможете ознакомиться уже лично.

В следующем нашем материале мы расскажем вам о красивых садах Ватикана, где вы узнаете историю их создания, цены на билеты и по каким дням проводятся экскурсии по этим удивительным местам. В заключении стоит добавить, что это очень интересное место, которое стоит обязательно посетить.